Найти тему
Культурологический Ликбез

Читальный зал: что стоит прочесть у Альбера Камю?

Оглавление

С чего начать своё знакомство с французским писателем-экзистенциалистом?

Привет! На связи с вами Культурологический Ликбез. Мы продолжаем нашу рубрику "Что стоит прочесть у..." и знакомство с важными (для автора этого блога) писателями. Сегодня мой взгляд упал на Альбера Камю (1913-1960) и как обычно выбор был определён личной историей. С творчеством этого автора я познакомился рано. Когда мы на уроках литературы читали Тургенева "Отцы и дети", я как настоящий малолетний бунтующий человек (дурачок) отрицал школьную программу и имел собственное предпочтение в выборе писателей. В то время мне на глаза случайно попалась повесть "Посторонний", которая является настоящей ядерной бомбой для любого человека от 14 до 21 года.

Второе знакомство и уже в другом амплуа произошло несколько позже и тогда я познал Камю-философа и его абсурдистскую, экзистенциальную философию. Он вместе со своим коллегой Жан-Полем Сартрам как раз составлял атеистическую часть экзистенциальной философии в противовес экзистенциализму религиозному, который представлял Карл Теодор Ясперс.

За все годы увлечения Камю и экзистенциалистом я понял, что Камю лучше писатель, чем философ, а Сартр лучше философ, чем писатель. А ещё именно через Камю я открыл для себя вновь Достоевского. Ведь французский писатель был косвенным учеником великого русского мастера, пытаясь решить всё те же вопросы, но исключив из формулы Достоевского Бога.

Могила Камю
Могила Камю

Прежде чем начать, нужно пару слов сказать о самом экзистенциализме. Кратко говоря, это философское учение о жизни и попытки найти её смысл. Здесь упор сделан на попытку преодолеть человеческую сущность, а не раскрыть и познать. Как я уже сказал, экзистенциализм делится на два подвида: религиозный и атеистический. При этом для атеистической основы является вполне себе религиозное вопрошание Ивана Карамазова Достоевского: "Если бога нет, то всё дозволено". Именно в этом ключе и написаны большинство произведений Камю.

Кстати, про Камю я уже писал, но совсем по другому поводу. Французский писатель был большим любителем футбола.

Писатели и поэты, которые любили футбол
Культурологический Ликбез9 июня 2022

Начальный уровень

Начать знакомство, естественно, стоит с малой прозы, а в частности, со сборника рассказов Изгнание и Царство. А также рекомендую повесть "Посторонний" с которой я сам начинал своё знакомство.

Рассказ "Молчание" (Les Muets), 1957

Очень символичный и интересный рассказ. На поверхности сюжета — просто история про рабочих, которые провели неудачную забастовку и возвращаются на работу. Но самое интересное в том, что на самом деле символизирует этот бессмысленный и беспощадный бунт. Это своего рода последняя надежда быть услышанным, ведь на каждое вопрошание в ответ слышится только молчание. Рассказ вообще во многом про проблемы коммуникации между членами общества. Очень интересно построены диалоги в рассказе. Почти все реплики остаются без ответа, а речь часто превращается в косвенную. Глубокий и небольшой рассказ.

-3

Повесть "Посторонний" (L’Étranger), 1942

Некоторые определяют это произведение как роман, но всё же сто с небольшим страниц больше походит на повесть. "Посторонний" — это идеологический манифест Камю. Через судьбу главного героя-обывателя раскрывается сущность атеистического экзистенциализма. Жизнь представлена как череда случайностей, почти не зависящих от воли человека. В такой ситуации ему только и остаётся, что приспосабливаться к обстоятельствам и пытаться найти какое-то счастье и смысл жизни.

Кроме того, в "Постороннем" показано общество, которое очень остро реагирует на любого чужака, особенно если этот чужак мыслит совершенно по-другому. Кстати, один из переводов этой повести на русский носит заглавие "Чужак", что не очень верно лингвистически, но по смыслу вполне оправдано. Сам Камю ёмко отозвался о своей повести: «В нашем обществе любой, кто не плачет на похоронах матери, рискует быть приговорённым к смерти».

В повести видны отголоски вопросов, которые ставил Достоевский в "Преступлении и наказании".

Рассказ "Иона, или Художник за работой" (Jonas ou l’artiste au travail), 1957

Если "Посторонний" — это идеологический манифест, то этот рассказ является прямым эстетическим манифестом Камю, посвящённые его личному отношению к творчеству. Главный герой Иона говорит фразу: "Трудно рисовать мир и людей и одновременно жить с ними". Это ёмкая цитата включает в себя всю эстетику Камю. В жизни художника самое сложное противоречие в том, что ему приходится быть в эпохе, но при этом он может её ненавидеть, искать утешение в прошлом.

А. Кайдановский
А. Кайдановский

Кстати, по этому рассказу есть советская короткометражка 1984 года, снятая Александром Кайдановским. Всем он известен в качестве актёра, сыгравшего главную роль в "Сталкере" Андрея Тарковского.

Продвинутый уровень

Переходим к следующему этапу знакомства с творчеством А. Камю. Если вы прониклись идеями или эстетикой французского писателя, то можно переходить к главным его прозаическим произведениям. В первую очередь это, конечно, роман "Чума".

Роман "Падение" (La Chute), 1956

А этот роман Камю посвятил развитию идеи абсурда в понимание того, что зло часто притворяется добром, а за благими поступками скрывается корысть, похоть и тщеславие. В центре повествования история-исповедь адвоката, который защищает отъявленных негодяев. Главный герой — Кламанс методично обличает современное европейское общество, начиная от общего и заканчивая частным, то есть заканчивая самим собой.

"Падение" написано в стилистике и тематике "Записок из подполья" Достоевского. Это произведение с антигероем наполнено глубоким психологизмом и саморефлексией, подобно тому, что мы видели у русского классика.

Читальный зал: Ф. М. Достоевский — Записки из подполья
Культурологический Ликбез6 апреля 2022

-5

Роман "Чума" (La Peste), 1947

Центральное произведение всего творчества А. Камю, посвящённое вопросам абсолютного зла и того, как человек воспринимает его, взаимодействует с ним, создаёт и борется.

Повествование рассказывает об эпидемии чумы в алжирском городе Оране и о том, как люди пытаются пережить карантин и эту болезнь. Однако произведение не совсем о болезни. Чума — это метафора "коричневой чумы", метафора фашизма. И главная мысль Камю очень прозорлива: можно победить конкретное зло в определённой точке времени, но невозможно уничтожить зло до конца. И поэтому в финале романа под радостные возгласы горожан, которые празднуют освобождение от страшной болезни, доктор Риэ думает, что эта радость временная, он сознаёт, что «… возможно, наступит день, когда на горе людям, чума разбудит крыс и пошлёт их умирать на улице счастливого города вновь». Рано или поздно чума вернётся обратно. И некоторые современные события намекают на сей факт.

Калигула
Калигула

Пьеса "Калигула", 1945

А теперь немного о драматургии Камю. В этой пьесе присутствуют многие характерные темы для творчества французского писателя — это и мир абсурда, и становления зла через абсурд, и экзистенциальная философия. Вообще, надо отдать должное Камю, что он всегда был последователен в своих идеях и почти все его произведения содержат одинаковые мысли, раскрытые по-разному.

Сюжет пьесы повествует об одном из самых неоднозначных правителей Древнего Рима, который запомнился в истории, как чудак, совершающий странные поступки. Так, по приказу Калигулы одним из сенаторов стал его конь. Камю же показывает как трагедия приводит к абсурду, порождая абсолютное зло. Лучше всего о содержании "Калигулы" сказал сам автор в одном из предысловий:

"Калигула, будучи поначалу вовсе не злым правителем, после смерти Друзиллы, своей сестры и любовницы, понимает, что "люди умирают, и они несчастливы". Исходя из этого, обременённый абсолютной властью, отравленный ужасом и презрением, он пробует в полной мере насладиться абсолютной свободой, безнаказанно (как ему кажется) убивая и извращая всё и всяческие ценности. В конце концов, он пресыщается и такой свободой".

Камю и Сартр
Камю и Сартр

Философский уровень

Камю — это не только писатель, но ещё и философ. У него существует целый ряд публицистических и философских эссе. Однако центральными работами является небольшое эссе "Миф о Сизифе" и довольно объёмная книга "Бунтующий человек". Эти вещи помогут разобраться в общей смысловой и эстетической базе Альбера Камю, а также узреть его авторский взгляд на философию экзистенциализма.

-8

Философское эссе "Миф о Сизифе" (Le Mythe de Sisyphe), 1942

Центральное философское эссе в творчестве А. Камю, посвящённое вопросам абсурдности жизни. Саму работу предваряет мифологическая зарисовка, где современный человек с его буржуазными порядками, стабильной работой сравнивается с Сизифом, выполняющим бесполезную деятельность — шар с горы рано или поздно скатится и все усилия будут тщетны.

Поэтому первый вопрос, который задаёт Камю: "Стоит ли жизнь того, чтобы её прожить"? В абсурдности существование единственным выходом является признание жизни абсурдной и смирением с той долей, что выпадает человеку. Камю утверждает, что когда Сизиф осознаёт бесцельность своей задачи и однозначность своей судьбы — он обретает свободу в понимании абсурдности собственной ситуации и достигает состояния умиротворённого принятия. Камю заключает, что «всё хорошо» и, несомненно «Сизифа следует представлять себе счастливым».

Бакунин — один из ярких архетипов бунтарей
Бакунин — один из ярких архетипов бунтарей

Философское эссе "Бунтующий человек" (L'Homme révolté), 1951

Одна из самых спорных книг А. Камю, которая вызвала просто невероятный шквал негативных оценок, особенно от левых европейских интеллектуалов того времени. Однако и буржуазные коллеги громили "Бунтующего человека". Это вообще пример того, как в попытке быть объективным, разругаться со всеми, с кем только возможно. Кстати, именно после публикации этого эссе, Камю порвал дружеские отношения с Ж.-П. Сартром.

Книга состоит из пяти основных частей, где Камю рассматривает все аспекты бунта и революций. Он описывает портреты бунтарей, показывает, каким бывает метафизический бунт, бунт в искусстве и так далее. Вообще, очень интересная информация о психологической и онтологической части многих революций, метяжей и восстаний. Главный недостаток книги, на мой взгляд, в том, что А. Камю в идеалистической манере много внимания уделяет личностям, каким-то абстрактным понятиям, совершенно упуская из вида, что у любой революции есть объективные причины. Народы не восстают только потому, что кто-то дал денег вождям революции.

Что же такого крамольного есть в этой книге? Для левых он стал врагом, потому что определял бунт очень метафизически, опираясь на работы главных противников социалистических идей — К. Поппер "Открытое общество и его враги" и Н. Бердяев "Истоки и смысл русского коммунизма". Для правых и противников любых потрясений эта книга стала бельмом на глазу потому, что она вообще оправдывала любой бунт, революцию и восстание.

Посты из серии "Что прочесть у..?

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.

#ликбез #книги #философия #литература #образование #камю #экзистенциализм #франция #культурология #искусство