Часть мировых брендов покинули Россию по всем известным причинам, некоторые еще продолжают уходить. Эксперты считают, что отток еще не завершился. А это значит, что товары на полках российских магазинов будут продолжать безвозвратно пропадать. Какие семь товаров исчезли из магазинов в сентябре, мы рассказывали здесь.
Но торговые сети заполняют эти пустоты. Рассказываем, какие товары появляются, и насколько они выгодны для российских покупателей.
Чем заменили?
Ушедшие зарубежные бренды стали все чаще заменять новые марки товаров. Примечательно, что некоторая часть из них принадлежит самим ритейлерам. Это означает, что выпуск продуктов осуществляется под собственной торговой маркой (СТМ) по их заказу. Почему цены на отечественную продукцию продолжают расти, вы можете узнать здесь.
Особенность таких товаров заключается в том, что из их стоимости исключается наценка на бренд, которая шла производителю. Так торговые сети позволяют сэкономить покупателю. Заводы, производящие такую продукцию, считают, что произойдет снижение ее качества на фоне роста СТМ, и есть угроза попасть в кабалу к ритейлу.
Желание увеличивать продажи private label есть сразу у нескольких крупных торговых сетей. Они всем нам известны.
Лента
Под собственным брендом магазины «Лента» в будущем планируют выпускать 30% реализуемой продукции. Сейчас у ритейлера есть 9 тысяч позиций собственных марок. Это означает, что процент продаж такой продукции составляет 15%.
Руководство «Ленты» отметило, что из-за ухода иностранных компаний и возникших трудностей с поставками роль западных брендов слабеет. При этом желание покупателей сэкономить будет только возрастать. Это значит, что продукция private label станет еще более популярной.
Пятерочка и Перекресток
Ассортимент ритейлера «Пятерочка» сейчас включает 2,8 тысячи наименований под 80 СТМ. Перекресток представлен 2,6 тысячами позиций 20 собственных торговых марок. Цифры говорят сами за себя. Процент оборота private label в этих торговых сетях увеличился более чем на треть и составил 18% в Перекрестке и около 25% в Пятерочке.
В X5 Retail Group отметили, что стараются подстраиваться под потребности покупателей и наращивать ассортимент товаров. В текущих условиях товары первой цены (самые дешевые товары), особенно в категориях основных продуктов, играют важную социальную роль.
Магнит
В этой торговой сети каждый пятый товар реализуется под собственной торговой маркой. В текущем году ассортимент увеличился на 650 наименований СТМ. Сейчас в него входит 25 марок и 4 тысячи позиций. Собственные предприятия сети выпускают продукцию. Процент таких товаров в обороте составляет 20%, а к 2025 году планируется их увеличение до 25%.
В компании отметили, что покупатели стали стремиться к рациональным тратам, а также зафиксировано снижение активности в части международных брендов на рынке. Магнит планирует наращивать СТМ и заменять образующиеся ниши своими товарами. Для этого создаются новые продукты и марки.
Товары СТМ первой цены увеличились в 2022 году на 22%. Кроме того, бренды «Магнит», которые включают 650 наименований, прибавили 71% в продажах. Речь идет о молочной продукции, бакалее, хлебобулочных изделиях, овощах и фруктах, товарах для дома и иных.
В полтора раза выросли продажи полуфабрикатов и мясной гастрономии (EatMeat). Повысилась востребованность на СТМ в средствах гигиены и подгузниках. Например, продажи марки «Каспер» увеличились в два раза, а La fresh — на 40%.
Выгодно ли покупателю?
Ведущие торговые сети планируют увеличить долю СТМ до 25-30% к 2025 году. Сейчас производители замечают, что ритейлеры предпочитают СТМ их торговой марке. Некоторые поставщики СТМ только так могут разместить свою продукцию на полках магазинов.
Эксперты подчеркивают, не факт, что покупатель от этого выиграет, потому что торговые сети часто используют СТМ только для увеличения прибыли и ослабления роли поставщиков. Не все ритейлеры инвестируют деньги в развитие и создание качественных рецептур для private label.
Для поставщиков при этом сохраняется риск низкой маржинальности из-за невыгодных условий сотрудничества и существенных потерь при разрыве договора. Ритейлер же ничем при этом не рискует.
Не все СТМ одинаково выгодны для ритейлеров. В некоторых категориях развивать свой бренд становится затратно. Например, к такому виду продукции относятся колбасные изделия. Федеральные торговые сети считают, что сейчас в отношении СТМ отдается предпочтение не количеству, а качеству. После ухода иностранных брендов СТМ конкурируют между собой. Некоторые ритейлеры стали запускать тест-студии, где покупатели оценивают обезличенные товары СТМ.
А вы покупаете товары собственных торговых марок ритейлеров? Как вы относитесь к такой замене иностранных брендов? Расскажите в комментариях.
#продукты #ритейлор #торговая сеть #лента #пятерочка #магнит