Начнем с методики проведения кинопоказов
Организатор мероприятия:
— выбирает удобное помещение с необходимой техникой: компьютер, колонки, проектор или большой телевизор;
— определяет тематику кинопоказа (противодействие терроризму, борьба с экстремизмом, профилактика буллинга и т.д.) и выбирает фильм;
— готовит сценарий, включающий вступительное слово, перечень вопросов к зрителям и заключение;
— определяет модератора для управления дискуссией в формате «свободного микрофона»;
—готовит модератора к возможным вопросам от студентов.
Также организатор может пригласить сторонних экспертов для дискуссии.
Организатору и модератору кинопоказа следует заранее посмотреть выбранный фильм и ознакомиться с рецензиями на него.
Важное замечание: для каждого фильма приведен примерный перечень вопросов для обсуждения и вопросов, которые могут поступить от студентов в ходе дискуссии. Эти перечни не универсальны Организатор может их корректировать.
Несмотря на то, что некоторые фильмы содержат возрастные ограничения «6+», их можно использовать для кинопоказа и с более взрослой аудиторией.
Выбираем фильм
«Зверополис» (США, 2016 г., возрастное ограничение: 6+)
Мультфильм рассказывает о Зверополисе — современном городе, где животные (хищники и травоядные) живут в относительной гармонии. Однако город разделен на престижные и не очень районы, каждый из которых воспроизводит естественную среду обитания его жителей (например, пустыню). И каждому жителю в зависимости от его вида уже сразу приписываются определенные черты характера и даже профессия. Главная героиня, крольчиха Джуди, не согласна всю жизнь провести на ферме и заниматься сельским хозяйством, как остальные кролики. Ее мечта – стать полицейским Зверополиса, однако во время учебы и работы она сталкивается с дискриминацией.
Какую информационную справку дать студентам перед просмотром фильма?
Мультфильм создан студией Disney. Слоган фильма: «Добро пожаловать в городские джунгли». В фильме можно встретить только млекопитающих: нет птиц, рептилий, насекомых и морских существ. По словам режиссера Байрона Ховарда, такой ход был сознательным. Перед созданием фильма проведено масштабное научное исследование, по результатам которого сделан вывод: ни в одном другом животном мире тема взаимодействия хищников и жертв не раскрывается так, как среди млекопитающих. Режиссер до работы над «Зверополисом» неоднократно выражал желание создать мультфильм, который был бы похож на диснеевского «Робин Гуда» (1973 г.), в котором главными героями также были антропоморфные животные. «Зверополис» должен был отличаться от других мультфильмов об антропоморфных животных, где животные жили либо в естественной среде, либо в человеческом мире.
Важно отметить, что главным саундтреком к фильму стала песня известной колумбийской певицы Шакиры «Try Everything» («Попробуй все»). Песня рассказывает о характере, который необходим для достижения поставленных целей.
Какие вопросы следует обсудить?
- Какая главная идея этого фильма?
- Какие художественные приемы и средства использует режиссер в фильме для донесения до зрителя идеи?
- Как авторы фильма показывают механизмы борьбы со стереотипами? Насколько эффективны такие механизмы, по вашему мнению?
- Могут ли жертвы дискриминации и ксенофобии сами становиться проводниками подобных идей?
- Какие представители млекопитающих не представлены в фильме? И как вы думаете, почему?[1]
- Какие эмоции у вас вызвал фильм? Повлиял ли он на ваше отношение к затрагиваемой проблематике и как?
- Насколько эффективны такие мультфильмы в профилактике экстремистских проявлений среди детей и подростков?
К каким вопросам от студентов модератору следует подготовиться?
- Что такое стереотипы? Как они могут воздействовать на наше поведение и определять мышление? Нужны ли стереотипы вообще?
- Что такое дискриминация? Как она может проявляться в современном мире?
[1] Речь идет об обезьянах.
«Адажио» (Россия, Франция, Испания), 2000 г., возрастное ограничение: 6+)
10-минутный мультфильм киностудии анимационных фильмов «Стайер». В фокусе повествования — толпа серых бумажных журавликов, находящихся под риском гибели. Появляется белый журавлик и спасает их от смерти. Однако серые журавлики вместо благодарности совершают преступное деяние.
Какую информационную справку дать студентам перед просмотром фильма?
Фильм снят в 2000 году отечественным режиссером Гарри Бардиным и показал большое количество проблем, очень актуальных для современного общества. Этот мультфильм создан из бумажных кукол и создан на киностудии анимационных фильмов «Стайер». Сюжет рассказывает о появлении в толпе «другого», непохожего на всех остальных и хорошо иллюстрирует поведение толпы. Это показ обнищания морального духа человечества, которое прогрессирует с каждым днем. Мультфильм получил гран-при кинофестивалей «Окно в Европу» и «Сталкер», а также премию «НИКА» и призы международных фестивалей в Италии, Франции, Иране.
Какие вопросы следует обсудить?
- Какая главная идея этого фильма?
- Какие художественные приемы и средства использует режиссер в фильме, чтобы донести идеи до зрителя?
- Какие общеисторические, известные в литературе сюжеты использует автор?
- Какие эмоции у вас вызвал фильм? Повлиял ли он на ваше отношение к затрагиваемой проблематике и как?
К каким вопросам от студентов модератору следует подготовиться?
- Что такое стереотипы? Как они могут воздействовать на наше поведение и определять мышление? Нужны ли стереотипы вообще?
- Что такое дискриминация? Как она может проявляться в современном мире?
«Сила воли» (Канада, Германия, Франция, 2016 г., возрастное ограничение: 16+)
Сюжет фильма раскрывает историю легендарного чернокожего атлета Джесси Оуэнса, который вопреки всем расовым предрассудкам стал на Берлинской Олимпиаде 1936 года четырехкратным чемпионом по легкой атлетике.
Какую информационную справку дать студентам перед просмотром фильма?
Действие фильма происходит в 1930-е годы, когда в США по-прежнему сохранялась расовая сегрегация и афроамериканцы были дискриминированы. На другом конце Атлантики, в Германии у власти уже находятся нацисты во главе с А. Гитлером, для которых чернокожие —«недолюди». Проводимая в 1936 году в Берлине Олимпиада, по замыслу нацистов, должна была показать «триумф арийской расы» в спорте. Поскольку в сборной США были не только представители так называемой WASP (белые англосаксонские протестанты), но евреи и афроамериканцы, для гитлеровской верхушки было неприемлемо награждать как победителей «недолюдей». Однако такие факторы не помешали Джесси Оуэнсу стать четырехкратным чемпионом Олимпиады и нанести тем самым символический удар по идеологии Гитлера.
Какие вопросы следует обсудить?
- Какая главная идея этого фильма?
- Какие художественные приемы и средства использует режиссер в фильме для донесения до зрителя идеи?
- Каким образом общественное мнение может влиять на принятие политических решений? И может ли вообще?
- Актуальна ли в современном мире проблема расизма? В каких формах она проявляется? Если эта проблема по-прежнему существует, как ее можно решить?
- Какие эмоции у вас вызвал фильм? Повлиял ли он на ваше отношение к затрагиваемой проблематике и как?
- В каких еще известных фильмах поднимается проблема расизма? Какими художественными средствами там раскрывается проблема?
К каким вопросам от студентов модератору следует подготовиться?
- Что вообще такое расизм и почему он был так распространен в американском обществе?
- В чем разница между расизмом и ксенофобией? Является ли бытовой расизм классическим расизмом?
- Возможен ли «обратный расизм», когда ранее угнетенные группы сами начинают подвергать дискриминации представителей «группы-угнетателей»?
«Безумная свадьба» (Франция, 2014 г., возрастное ограничение: 16+)
2010-е годы, провинциальная Франция. Главный герой – пожилой нотариус Клод, человек консервативных взглядов. У него четыре дочери, три из которых вышли замуж за китайца, араба и еврея. Последнюю дочь Клод хочет выдать за «нормального жениха» — этнического француза-католика. Однако она делает свой выбор в пользу выходца из Кот-д'Ивуара.
Какую информационную справку дать студентам перед просмотром фильма?
Фильм «Безумная свадьба» (в оригинале Qu'est-ce qu'on a fait au Bon Dieu?, что в переводе на русский «Чем же мы прогневали Бога?») вышел в 2014 году. Режиссер Филипп де Шоврон поднял крайне сложную тему мультикультурных браков и отношения людей разных национальностей друг к другу в современной Франции.
Действие происходит в семье успешного нотариуса, чьи дочери вышли замуж за эмигрантов. Предрассудки, которые по началу терзают родительскую пару, постепенно сменяются искренней любовью к своим новым членам семьи.
Во Франции фильм получил положительные отзывы. Ежедневная газета «Le Figaro» назвала фильм «триумфом» и «феноменом». В Британии и США упрекнули фильм в расизме и ксенофобии. В Германии и Австрии комедия была хорошо встречена публикой, тогда как в прессе отметили, что фильму недостаёт серьёзности, ввиду существующих проблем с ростом популярности политика Марин Ле-Пен.
Какие вопросы следует обсудить?
- Какая главная идея этого фильма?
- Какие художественные приемы и средства использует режиссер в фильме для донесения до зрителя идеи?
- Почему фильм вызвал в разных странах противоположную реакцию?
- Существуют ли в современной России проблемы, поднимаемые во французской комедии?
- Возможно ли съемка подобного фильма в России, по вашему мнению? И необходима ли она?
- Какие эмоции у вас вызвал фильм? Повлиял ли он на ваше отношение к затрагиваемой проблематике и как?
К каким вопросам от студентов модератору следует подготовиться?
- Что вообще такое расизм?
- В чем разница между расизмом и ксенофобией? Является ли бытовой расизм классическим расизмом?
- Какие есть модели интеграции мигрантов в принимающее общество? Какие преимущества и недостатки есть у каждой модели?
«Россия 88» (Россия, 2009 г., возрастное ограничение: 18+)
Середина 2000-х годов, Москва. Фильм рассказывает о неонацистской банде «Россия 88». В жизни главного героя, неонациста Александра по прозвищу «Штык», происходит личная трагедия, ставящая под угрозу все его убеждения и дальнейшую деятельность его группы. Будучи непримиримым расистом, он узнает, что избранником его родной сестры Юли стал выходец с Кавказа по имени Роберт. Все последующие действия Александра по вмешательству в личную жизнь сестры оборачиваются ужасной семейной трагедией.
Какую информационную справку дать студентам перед просмотром фильма?
Фильм вышел в прокат в 2009 году в период завершения активной деятельности банд неонацистов на территории России. По словам режиссера фильма Павла Бардина, в качестве прототипов главного героя и группировки «Россия 88» выступили известный НС-скинхед Максим Марцинкевич по прозвищу «Тесак» и его группировка «Формат 18». Как и персонажи фильма, участники группировки «Формат 18» занимались собственным пиаром, снимали большое количество роликов и размещали в интернете.
Реакция на фильм была достаточно противоречива. С одной стороны, картина представлена на кинофестивалях и хорошо встречена зрителями. С другой стороны, правоохранительные органы дважды предпринимали попытки запретить фильм как экстремистский: в 2010 и 2016 годах. Последняя попытка оказалась успешной. Однако Генпрокуратура России отменила решение, только один фрагмент из фильма признан противоправным и вырезан из фильма. Генпрокуратура заявила об отсутствии пропаганды нацистской идеологии в фильме.
Какие вопросы следует обсудить?
- Какая главная идея этого фильма?
- Какие художественные приемы и средства использует режиссер в фильме для донесения до зрителя идеи?
- Почему со стороны правоохранительных органов последовала такая реакция?
- Как вы думаете, проблема распространения праворадикальных идей в российском общества актуальна?
- Какие эмоции у вас вызвал фильм? Повлиял ли он на ваше отношение к затрагиваемой проблематике и как?
К каким вопросам от студентов модератору следует подготовиться?
- Что такое неонацизм и чем он отличается от нацизма? И есть ли отличие между нацизмом и фашизмом?
- Что означают числовые комбинации «18» и «88»? Почему неонацисты используют именно эти символы?
- Почему в 1990-е и 2000-е годы появились такие группировки и что с ними стало потом?
- Каким образом органы государственной власти противодействуют неонацизму в современной России?
«Мы молоды. Мы сильны» (Германия, 2014 г., возрастное ограничение: 16+)
Начало 1990-х годов, восточногерманский город Росток. Центральный приемный пункт беженцев, расположенный в одном из многоквартирных домов, не справляется с большими потоками мигрантов. Руководство города не способно адекватно реагировать на проблемы, возникающие между беженцами и местными жителями. Немецкие праворадикалы, обвиняющие во всех своих бедах исключительно мигрантов, решают напасть на приемный пункт и закидывают его «коктейлями Молотова».
Какую информационную справку дать студентам перед просмотром фильма?
В 1945 году поверженная Германия была разделена на несколько зон оккупации. В восточной советской зоне в 1949 году была провозглашена Германская Демократическая Республика, просуществовавшая до 1990 года. В том же году произошло присоединение ГДР к Западной Германии. Тысячи восточных немцев потеряли работу. На этом фоне стремительную популярность стали набирать правые радикалы и неонацисты, обвинявшие во всех бедах бывшей ГДР немецких политиков и ищущих в Германии убежище беженцев. Фильм повествует о нападении правых радикалов на центр приема беженцев в восточногерманском городе Росток в августе 1992 года. Режиссером фильма стал выходец из Афганистана Бурхан Курбани, cнявший в Германии несколько фильмов, посвященных по миграционной проблеме.
Какие вопросы следует обсудить?
- Какие эмоции у вас вызвал фильм? Повлиял ли он на ваше отношение к затрагиваемой проблематике и как?
- Почему происходит радикализация молодежи? Почему представители молодежи вовлекаются в деятельность праворадикальных течений?
- Почему миграционные потоки могут привести к радикализации даже среди тех, кто не придерживается правых взглядов?
- Как формируется негативный образ представителей других народов?
- Какие художественные средства использует режиссер в фильме?
К каким вопросам от студентов модератору следует подготовиться?
- Что такое радикализация? Какие причины могут привести к радикализации?
- Как органы государственной власти должны предотвращать радикализацию граждан на фоне миграционных потоков?
Стоит отметить – список неполный и не окончательный. Рекомендуем вам отбирать произведения тщательно, обязательно просматривать и анализировать их перед организацией кинопоказа.