Найти в Дзене

Как студент Александр бросил вызов Гитлеру и стал святым

Оглавление

Говоря о Второй мировой войне и победе над фашистской Германией, обычно вспоминают о силе оружия, успешных операциях и героях. И порой забывают о том, что самым ценным и действенным оружием в этой битве со злом оказались сила духа, живая совесть и твердая вера в Бога подавляющего большинства советского народа и его сторонников. В этом смысле Александр Шморель, по собственному признанию, был больше русским, чем немцем. В 1942 г. в Мюнхене он вместе с другими членами молодежной организации «Белая роза», рискуя жизнью, начал активное сопротивление Гитлеру. И, взяв на себя крест «больной совести» немецкого народа, со Христом в душе донес его до конца.

Жизнь до войны и любовь к Родине

Александр Шморель родился в России, в Оренбурге, накануне Октябрьского переворота 1917 г. Его отец был обрусевшим немецким врачом, а мать — дочерью русского священника. Она умерла от тифа через два года после рождения сына, и мальчик остался на попечении отца и няни. Еще через два года отец женился на немке, и семья переехала в Мюнхен.

-2

Александр был крещен и воспитывался в православной вере по завещанию матери, хотя отец его был протестантом, а мачеха — католичкой. Вера была для Алекса не формальной. И повзрослев, он оставался активным прихожанином русской церкви в Мюнхене, все глубже интересуясь духовными вопросами. Также с детства ему прививали любовь к родине и ее культуре, дома говорили по-русски, читали Гоголя, Чехова, Достоевского, среди знакомых семьи были эмигранты из СССР. Позднее Алекс будет говорить друзьям, как сильно любит «русских… их сердце и душу, которые невозможно понять умом».

Перед поступлением в медицинский университет в 1937 г. Александру пришлось отправиться на срочную службу в армию. Сперва он отказался давать присягу Гитлеру, чудом избежав страшного наказания. Но позже, желая уберечь семью, присягу все-таки принял. На службе в Австрии он отучился на медицинских курсах, чтобы не убивать людей, а спасать. И во время нападения на Францию в 1940 г. служил уже в санитарной роте.

-3

По возвращении в Мюнхен Алекс Шморель наконец начал обучение в медицинском университете, где познакомился с будущими сооснователями антифашистского движения Гансом Шоллем, Кристофом и Ангеликой Пробстами. Своими вдохновляющими рассказами он привил друзьям любовь к России, и они начали изучать ее культуру и даже осваивать русский язык.

Больно было слышать Алексу, что Гитлер объявил Советскому Союзу войну, хотя давно желал родине скорейшего освобождения от гнета большевиков. Еще больнее было видеть духовно-нравственное падение и расцвет фашизма в Германии, которую он любил не меньше.

-4

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Рождение «Белой розы» и ее движущая сила

Последним толчком к организации движения сопротивления «Белая роза» стало знакомство Алекса Шмореля и Ганса Шолля в начале 1942 г. с художником Манфредом Эйкемайером. Он рассказал им, что за ширмой национального празднования побед Германии на войне происходит массовое уничтожение евреев в гетто. Осознав до конца истинную сущность Гитлера, студенты решили открыть глаза всему немецкому народу.

Вскоре они напечатали свою первую антифашистскую листовку. Вот литературный отрывок из ее содержания: «Если каждый будет ждать, когда начнет другой, посланцы мстящей Немезиды будут неудержимо надвигаться все ближе и ближе, и последняя жертва будет бессмысленно брошена в пасть ненасытного демона...».

Специально для тиражирования листовок Ганс и Алекс раздобыли гектограф, закупались конвертами и марками и отправляли письма по адресам из справочников. Если первая листовка разлетелась по Мюнхену в ста экземплярах, то следующую уже тиражировали до тысячи и начали распространять также и в других городах Германии и Австрии. Последующие листовки, экономя средства, уже распространяли без конвертов, оставляя в телефонных будках, магазинах, на машинах и подбрасывая в почтовые ящики.

-5

В своих письмах студенты писали о том, что «Гитлер с математической точностью ведет свой народ в бездну». Фюрера обвиняли во лжи, писали, что «его рот – это зловонная пасть преисподней». В этих заявлениях проявлялись пылкость и романтизм молодых авторов, но в то же время отражалось христианское основание их действий. Всех участников «Белой розы» объединяла любовь к немецкой и русской культуре, искусству, народу, но во главе стояла христианская вера. У каждого она была своя: Ганс и Софи Шолль — лютеране, Кристоф Пробст и Вилли Граф — католики, Алекс Шморель — православный. Но все они верили в Иисуса Христа и были единодушны в мысли, что Гитлер —  соработник зла и его идеология бесчеловечна. Они призывали людей к «борьбе против антихриста, но без истинного Бога человек беззащитен перед злом». «Только религия сможет вновь пробудить Европу, обеспечить права народа и восстановить на земле христианство во всем его новом величии, в его миротворческой должности», — гласила 4-я листовка. В этом же письме прозвучал впервые лозунг объединения: «Мы не молчим, мы — ваша нечистая совесть. «Белая роза» не даст вам покоя!» Точного объяснения своему названию студенты не давали, позднее на допросах для каждого оно означало что-то свое.

Возвращение в Россию

Летом 1942 г. Алекса и двух его друзей из «Белой розы» отправили на Восточный фронт в Россию. Основную часть времени они провели под Смоленском, в Гжатске. К счастью для них, они не воевали на передовой, а трудились в лазарете. Это позволяло им общаться с русскими врачами, заводить дружбу с местными и читать вместе Достоевского по вечерам. Известно также, что и лечил Александр не только немецких, но и русских солдат.

-6

В письме родным Шморель писал, что «кроме добра он здесь ничего не видел». Он даже подумывал остаться в России. Но когда узнал, что отца Ганса Шолля арестовали за откровенное высказывание о Гитлере, решил вернуться вместе с друзьями в Германию и продолжить движение сопротивления.

Против Гитлера до конца

По возвращении членов организации в Мюнхен антифашистская деятельность «Белой розы» возобновилась с новой силой. В начале 1943 г. студенты подготовили пятую листовку, «Воззвание ко всем немцам!», и решились показать ее своему профессору Курту Хуберу. Он отредактировал ее слишком радикальный текст и одобрил в печать. Тиражом в 6000 экземпляров листовку распростанили по Зальцбургу, Линцу, Вене и Франкфурту-на-Майне. Реакция общественности была разной: кто-то игнорировал, кто-то молча соглашался, а кто-то нес листовки в полицию. И таких людей оказалось немало. Это были уже не те наивные первые письма и совсем не тот масштаб, поэтому в гестапо завели дело.

-7

Как раз в это время положение Германии в войне стало ухудшаться. В феврале 1943 г. Советские войска одержали победу под Сталинградом и погнали немцев. В Германии объявили траур, а участники «Белой розы» сделали еще более дерзкое заявление. В ночь с 3 на 4 февраля студенты вышли на центральные улицы Мюнхена и на стенах домов черной краской сделали 29 вызывающих надписей: «Гитлер — убийца!», «Долой Гитлера!», «Свобода!». Следующим же утром тайная полиция назначила большие вознаграждения за помощь в поимке преступников. Но в «Белой розе» решили идти до конца.

Шестую листовку, обращенную к студентам, подготовил сам профессор. В ярких красках он обрисовал нелицеприятное положение Германии, деспотичную личность Гитлера и равнодушие к этому со стороны немецкого народа. Хубер взывал к студентам: «Имя немцев навсегда останется опозоренным, если немецкая молодежь в конце концов не встанет <…> не поднимет на ноги новую, одухотворенную Европу. Студентки! Студенты! На нас смотрит немецкий народ! Он ждет от нас в 1943 г. так же, как в 1813 г., когда был разбит Наполеон, разгрома национал-социалистического террора силой духа».

-8

Эти листовки студенты решили распространить в своем университете. На след Ганса и Софи Шолль уже напала полиция, но они скрываться не стали. С чемоданом листовок они пришли в университет и стали раскладывать их под дверями классов и выбрасывать во внутренний дворик. В тот же день брата и сестру арестовали, на следующий — схватили Кристофа Пробста. Через три дня их казнили. Вскоре арестовали Алекса Шмореля и профессора Курта Хубера.

В заключении

На допросах Александр открыто высказывался: «В любви к России я сознаюсь безусловно... Моя мама была русской, я родился там — как мне не симпатизировать этой стране?», «Я не стрелял в русских, как не стрелял бы и в немцев!» В документах допроса ничего не сказало об истязаниях Алекса, но сокамерникам он признавался, что пережил страшное. По решению суда студента приговорили к смертной казни на гильотине. Он был к этому готов и другого исхода уже не желал. В письмах к родным Алекс писал: «Вас удивляет, что я в таком бодром и светлом духе? Я исполнил дело своей жизни. И если бы мне сейчас сказали, что из жизни должен уйти кто-то иной, а я буду освобожден, то я бы сам не захотел этого, а выбрал бы смерть. Потому что, хоть я и очень молод, у меня все завершено».

Письма Алекса в последние дни перед казнью действительно исполнены света, любви, крепкой веры и благодарности Богу: «Господи, слава Тебе! Мы никого не выдали. Возблагодарим Господа за силы, которые он нам дает в борьбе с сатаной. Пусть мы погибнем, но зато у многих немцев откроются, наконец, глаза...» — писал он сестре за одиннадцать дней до кончины. А вот так Алекс завершил свое последнее письмо родным в день казни: «…Несколько часов — и я буду в лучшей жизни, у своей матери, и я не забуду вас, буду молить Бога о утешении и покое для вас. И буду ждать вас! Одно особенно влагаю в память вашего сердца: не забывайте Бога!!!».

Адвокат договорился, чтобы перед казнью к Шморелю пустили священника. Алекс исповедовался, причастился Святых Христовых Таин и после этого, по словам адвоката, особенно светился радостью и миром. Алекса Шмореля и Курта Хубера казнили в один день 13 июля 1943 года.

-9

В наши дни все участники «Белой розы» известны в Германии и за ее пределами как герои. Мемориал с бронзовыми листовками «рассыпан» прямо у входа в Мюнхенский университет на вечную память. А Александр Мюнхенский (Шморель) 5 февраля 2012 года был прославлен Православной Церковью как местночтимый святой. Выходит, все было не напрасно, убиенные борцы за веру и правду пусть не сразу, но победили фюрера и фашизм. Только на этом духовная война не окончилась. Она будет идти вовне и внутри каждого из нас до скончания века. И задача каждого христианина, подражая святым, хранить и защищать православную веру и ее ценности до конца, до своей личной победы.

-10

Тропарь св. новомученику Александру Мюнхенскому, глас 4:

Днесь светло красуется славнейший град наш, / имея в себе святыя мощи твоея, святый мучениче Александре, / сего ради молися Христу Богу / избавити нас от всякия напасти, / да сошедшеся любовию память твою светло празднуим, / подражая твоему мужеству, // противляяся безбожным властем и супостатам.

-11

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!