Найти в Дзене

Чем так опасны прорывы фронта в наступлении

Сейчас многие люди, далёкие от военного дела, стали пытаться понять, что такое война, и разобраться в основных понятиях. Пришлось мне тут разъяснять одной сугубо штатской личности некоторые аспекты, и решил, что стоит изложить их в печатном виде. Вдруг кому тоже интересно будет.

С давних времён самым лучшим способом разгрома противника считается его окружение. В реалиях прошлого и нынешнего веков это выглядит так: выбирается участок фронта с подходящей конфигурацией, рельефом и построением войск противника. Наносятся удары по флангам, на узком участке прорывается фронт, в прорыв вводятся подвижные соединения, которые устремляются по тылам на соединение с друг другом. Совсем уж классикой можно считать ещё и высадку в тылу противника, примерно там, где должны соединиться наступающие подвижные войска, крупного воздушного десанта. Правда, с десантом как-то никогда ни у кого в таких операциях ничего не получалось, но не суть.

Собственно, так действовал Вермахт почти всегда, так часто действовала и Красная Армия. Хотя наши военачальники после многих неудач подобных операций с лета 41-го и до весны 44-го, не очень охотно шли на прорывы с последующим окружением, предпочитая тупо атаковать в лоб по всему фронту. Что, тоже приводило часто к разгрому немцев.

Но, понятно должно быть, что окружённый противник, находится в более сложном положении. Ибо снабжение войск нарушено, а современная война требует так много ресурсов, что без снабжения войска крайне быстро теряют боеспособность. И в конце концов вынуждены сдаваться, сэкономив другой стороне боеприпасы, и сохранив немало жизней.

Однако операция по прорыву и окружению в разы сложнее по организации взаимодействия войск. Когда просто всем фронтом в наступление, то там всё более понятно, и, главное, сбои во взаимодействии не так чреваты своими последствиями.

При прорыве всё гораздо более тонко. А стало быть, где тонко, там и есть риск, что порвётся.

Ну вот допустим, сосредоточили мы огромное количество артиллерии на узком участке фронта, подвезли целые эшелоны боеприпасов. Артиллерия, совместно с авиацией, перемешивает с землей оборону противника, буквально вырубая дыру на фронте. Всё, что осталось от обороны добивают штурмовые подразделения с тяжёлыми танками. После чего в прорыв втягиваются целые соединения танков, мотопехоты, самоходной артиллерии. Это мощный и, что важно, весьма быстро перемещающийся кулак, начинает двигаться по вражеским тылам, причём остановить его крайне сложно — даже если есть резервы, то их ещё надо собрать в достаточном количестве, а время тут играет против обороняющихся.

Но есть слабое место у наступающих. Давайте мысленно представим себе карту наступления. С жирными стрелками. Само острие стрелки — это подвижные соединения, введённые в прорыв. А остальная-то часть — это что? Пустота? Самым сложным в такой операции как раз и является создание это самой части стрелки, которая после острия. Ибо, если там ничего не будет, то противник подводит резервы, закрывает прорыв в собственной обороне, и те силы, которые готовились окружать, сами оказываются окружёнными. И таких печальных примеров у нас, увы, море. Помните фильм «Корпус генерала Шубникова»? Сам фильм весьма условный, но в его сюжете подразумевается история механизированного корпуса генерала Соломатина, который в ходе Ржевской битвы вошёл в прорыв на фронте, а немцы этот прорыв взяли и закрыли.

Словом, возвращаясь к нашей жирной стрелке на карте. Самая её жирность должна представлять собой внушительные массы пехоты, сапёров, противотанковой артиллерии, которые следом за подвижными войсками тут же создают внешний и внутренний фронт окружения. То есть войск нужно много очень.

Одно дело наступать в лоб, тут достаточно иметь двойное, а лучше тройное преимущество, но иногда и его не нужно. Если у вас, скажем десять тысяч гренадёров и Суворов во главе, то можно в лоб разбить и троекратно превосходящих турок, не говоря уж про поляков.

А если готовить окружение, то нужны силы для прорыва фронта, силы для ввода в прорыв и силы для создания внешнего и внутреннего фронтов окружения. И всё это должно работать очень скоординировано.

То есть, в какой-то мере можно считать аксиомой, что труднее всего создать не ударный кулак, а набрать достаточно сил, чтобы удержать территорию.

И, кто хочет, может применить это к ситуации современной, что делает очень многое понятным. Но это уже другая история.

Рекомендую вам, кстати, статью про упомянутый выше фильм:

Единственный советский фильм про Ржевскую битву

И не забудьте подписаться на мой канал.