Немного кратко напомню ход событий.
Первая мировая война началась 28 июля 1914 года, а завершилась в ноябре 1918 года. В ней погибло 17 миллионов человек, а 25 миллионов получили ранения и увечья.
Началась она внезапно. Хотя, конечно, не на пустом месте - события вызревали давно. На их ход и итоги большое влияние оказали ошибки и просчеты разных конкретных людей, в частности, у нас - самого Николая Второго и того бездарного командования, которое он назначал.
Итак.
Наследник австро - венгерского престола был убит в Сараево. Убийца оказался боснийским сербом. Участие государства Сербии в этом деле доказано не было, но Австро - Венгрия объявила войну Сербии. Никаких договоренностей у России с Сербией не было, но Россия объявила всеобщую мобилизацию в поддержку Сербии против Германии и Австро - Венгрии. Потом ее меняют на частичную (вечером того же дня, под натиском Германии), а утром следующего дня - мобилизация опять превращается во всеобщую (уже в таком начале виден хромающий стиль Николая Второго), Германия объявляет войну России, потом Франции. Великобритания объявляет войну Германии, Австро - Венгрия объявляет войну России, Великобритания объявляет войну Австро - Венгрии, Япония объявляет войну и Германии и Австро - Венгрии, в общем - сцепились 38 стран.
Детали вы почитаете при желании в другом месте, скажу только, что Российская империя к войне была по ряду причин (бесталанности руководства, в основном) - не готова.
Но это все дела в верхах - а вот как на вступление страны в войну и на начало мобилизации отреагировали простые люди, для которых все эти события произошли неожиданно?
Мы знаем это, поскольку осталось много воспоминаний.
Так вот, начало войны вызвало у людей ликование и восторг!
Толпы народа ходили по Москве с криками Ура, и лозунгами Долой Германию и Австро - Венгрию. Все пели гимн (Боже, царя храни.), причем, многократно- закончив, начинали тут же петь заново... Начало ликования пришлось на период сразу после объявления мобилизации, а потом, с новыми новостями, патриотические грандиозные демонстрации собирались вновь и вновь. Спонтанные, но грандиозные народные гуляния в честь начала войны длились даже по ночам. Народ все кричал Ура и не мог успокоиться. Ну а потом так же бурно стали встречать сводки с фронтов, которые сперва были хорошими.
Патриотический подъем был так велик, что он охватил даже воров - карманников, которые просто, как патриоты, участвовали в митингах и демонстрациях, и перестали там резать чужие кошельки.
Ну и в общем настроение было радостное - могли, например, после гимна спеть Пупсика - какую - то легкомысленную, но очень популярную песенку тех лет...
Ночные демонстрации часто сопровождались разным хулиганством, поскольку многие их участники вливались в ряды непосредственно из ресторанов или кабаков. Гуляющие могли по ходу движения что - то разгромить, но исключительно от переизбытка чувств.
В ресторанах вместо выступлений певичек публика начала требовать исполнений гимнов России и союзных держав. Чем часто ставила в тупик оркестры, которые об этих гимнах (других держав) понятия не имели. Самые расторопные оркестры быстро находили и разучивали эти гимны и собирали намного больше восторженных слушателей.
Отдельно радовались такому делу как война профессиональные военные.
Они были воодушевлены возможностью показать себя в бою и получить за храбрость Георгиевский крест. Это считалось очень престижным.
Что же касается простых людей, из низов общества, которые попали под призыв и мобилизацию - для них это тоже был просто праздник. Как если бы они воскресли из мертвых и дорвались до настоящего дела. Вчера ты был никем и выполнял поденную работу, а сегодня ты чистый, умытый, в ладно сидящей новой форме, потенциальный герой.
Мобилизованных было так много, что места в казармах им не хватало, поэтому под их размещение отдавали все крупные общественные здания, например, те же школы. По улицам маршировали толпы военных, причем лица у всех были совершенно неунывающие.
Помимо мобилизованных на фронт ломились толпы добровольцев.
Общество было в восторге от практической предоставившейся возможности постоять за Веру, Царя и Отечество. О такой мелочи как перспективу отдать за это свою жизнь никто не печалился. Как говорится, два раза не умирать, раз - не миновать, так за что ж еще это сделать лучше всего, как не за святые вещи?
Ну в общем - вот так.
И заметьте, наших предков, как позже в СССР, никто патриотизмом с утра до вечера не накачивал. Это было естественное настроение и состояние. Российская империя воевала постоянно и особой трагедии в войнах тогда не видели (впрочем и размаха такого, как получилось, войны доселе не имели). К жизни и смерти относились философски, а вот Вера и Отечество, равно как и Царь (поскольку он был помазанником Божьим) были как раз теми ценностями за которые умирали чуть ли не охотно...