Объясняем умные слова на простых примерах. Никакой Википедии, только опыт ГК «Свой Бизнес».
Стратегию голубого океана придумали профессор Ким Чан и экономист Рене Моборн. В ее основе – теория о том, что бизнес в неосвоенной нише более прибыльный, чем тот, у которого огромная аудитория и большая история на рынке. Проще говоря, «голубой океан» – это что-то свежее и уникальное. Бизнес, который еще не существует, но очень нужен потребителям.
Да, пиццерия – это популярно, понятно и просто. Но таких пиццерий – тысячи. Ким Чан называет их «алым океаном». Это хорошо знакомый участок рынка. «Голубым океаном» можно считать контейнерные склады. Вы переехали? Временно сложите туда вещи. Хотите открыть интернет-магазин, но нет финансов на аренду помещения? Пользуйтесь оборудованным складом. Отличная бизнес-идея, которая глобально не имеет конкурентов.
В свое время «голубым океаном» был груминг, в пандемию – экспресс-тесты. Когда пациент сам производит забор биоматериала и, не ходя в клинику, получает ответ.
Внутри «голубых океанов» - настоящая творческая бездна и полет фантазии. Конкуренции еще нет или мало, а возможности для роста и получения высокой прибыли – много.
Основа стратегии – это инновация ценности. Проще говоря: не боритесь с конкурентами, станьте максимально полезными для потребителя. Выгода и польза – вот что, действительно, важно. В головах клиентов появится еще больше ценности, когда они поймут: вашего предложения еще никогда не было на рынке.
Что сделать, чтобы добавить ценности уже существующему продукту?
1. Подумайте, от чего можно избавиться? Что сложно и не приносит пользы ни компании, ни потребителю?
2. Упростите и оптимизируйте рабочие процессы
3. Новые источники ценности для аудитории = новый спрос. Попытайтесь найти то, что зацепит клиентов
Как из «алого океана» перейти в «голубой»?
Нужно сломать правила и традиционные границы. Вот 3 пути, как это можно сделать:
1. Как насчет других отраслей?
Есть компании, которые конкурируют не только внутри своей отрасли, но и с компаниями в отраслях. Например, кино и кафе. Услуги разные, но цель одна – помочь посетителям приятно провести время. Конкуренция, определенно, есть, но косвеная.
2. Рассмотрите стратегические группы отрасли
Как правило, компании со схожими стратегиями конкурируют внутри своей группы, а производители других групп для них – не соперники. Например, Kia и Hyandai. Эти марки авто просто не могут соперничать с дорогими, эксклюзивными Ferrari и Lamborghini. Используйте это. Почему бы не освоить рынок, на котором вас не считают сильным игроком?
3. Подумайте о дополнительных продуктах и услугах
Что может сопутствовать потреблению вашего товара? Задача – семейная пара хочет сходить в кино вдвоем, но ребенка оставить не с кем. Если бы в кинотеатре была игровая комната, задача решилась бы тут же.
Многие известные компании сумели выплыть из «алого океана» в «голубой» и сформироваться как мощный бренд, которому не страшна конкуренция. Но вот, что стоит помнить всегда: конкуренция будет сопровождать вас постоянно, поэтому работа над созданием новых «голубых океанов» не должна прекращаться.