Найти тему
Людовед

Ермаково войско. «Самопалы».

Ну что ж, поскольку некоторый интерес к поднятой теме оружия казаков в походе Ермака у читателей обозначился, продолжим повествование.

Сегодня рассказ будет о ручном огнестрельном оружии казаков. Частично о тактике его применения я рассказывал в статье о казачьей артиллерии (ссылка будет в конце статьи), но теперь поговорим о нем самом непосредственно.

Для начала вкратце опишем, что из себя представляли в то время казаки, как военная сила.

-2

Тюркское слово «казак» поначалу не несло никакой политической или этнической нагрузки, лишь социальную: так назывался «свободный, бездомный человек», «скиталец», «изгнанник». Казаком считали человека, отколовшегося от своего народа или покровителя, искателя приключений, бедового парня, и пользовались этим словом на Руси с конца XIV века. Родиной казачества считаются южнорусские окраины, смежные с причерноморскими и казахскими степями, где сами условия жизни придавали этой вольнице характер военного сообщества. В Средние века институты, подобные казачеству, были известны многим народам под разными именами, а на просторах от Днепра до Иртыша в XVI веке оно было распространено повсеместно. У кочевых же тюркских и оседлых иранских народов даже и имя казакованию было то же — «казаклык». К середине XVI столетия казаклык уже приобрел в Поволжье, Причерноморье, Приазовье и Приуралье характерные и хорошо известные нам разбойничьи черты «казачьей вольницы». В начале 1500-х годов людей, говоривших на славянском языке, среди казаков встречалось не так уж много — судя по всему преобладали выходцы из степных тюркских народов. Русский автор в 1538-м году пишет: «На поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и наших окраин казаки, с ними, смешавшись, ходят». В послании того же времени к ногайскому хану Урусу, упомянуты «как ваши казаки, так и наши казаки». Примерно в то же время формировалась и ватага Ермака. О ее «пестром» национальном составе прямо сказано в Ремезовской летописи: «Собрании вои… с Ермаком с Дону, с Волги, и с Еику (Урала), ис Казани, и с Астрахи». Естественно, что казаки без особых раздумий воевали на любой стороне, где больше заплатят, в первую очередь их интересовала добыча. Будущий наш национальный герой в своё время, «воюя… по Хвалынскому (Каспийскому)… яко и царскую казну шарпал» (то есть грабил государственное имущество)! Подобные забавы не помешали Ермаку и его команде, куда входили и тюрки, и «черкасы» (черкесы, т.е. кавказцы), и славяне, пойти на службу к русскому царю и честно биться под его знаменами.

-3

Вольные люди с Дона, Волги и Северской земли тогда нанимались на временную службу в царское войско через Посольский приказ (используя условный современный аналог – через Министерство Иностранных дел) и воевали на условиях денежного найма или за право захвата добычи (а это уже вызывает ассоциации с современными ЧВК). В составе русской рати казачьи контингенты «с вогненным и лучным боем» стали представлять существенную силу уже со времен завоевания Казани в 1552 г. Их отряды организационно были устроены согласно древним татарским обычаям: станица (юрт) из нескольких десятков, реже сотни, человек, во главе с атаманом и есаулом (его помощником). У многих полноправных казаков были молодые помощники-ученики, набираемые зачастую из пленных, - так называемые «чуры» (уж не отсюда ли родилось ныне оскорбительное «чурка» - тогда это всего лишь означает воспитанник профессионального воина). Зажиточные казаки могли выступать конными, но всё же казаки в то время были, в подавляющем большинстве, пешими воинами, впрочем, часто выступающими в поход на стругах, если местность позволяла им активно действовать с воды.

-4

Ну а теперь непосредственно о пищалях-самопалах… На Руси в XVI веке ручная пищаль с фитильным замком являлась аналогом западноевропейской аркебузы. В XVI веке калибр ручных пищалей в среднем колебался от 11 до 15 мм, вес составлял 3–4 килограмма и длина ствола была порядка 50–70 сантиметров. Обычная 15-миллиметровая аркебуза выбрасывала 20-граммовую пулю с начальной скоростью около 300 метров в секунду. Такая пуля с 30 метров легко пробивала практически любые стальные доспехи того периода. В человека аркебузир уверенно попадал лишь с 20–25 метров, а на 120 метрах стрельба даже по такой цели, как баталия пикинеров (плотный строй пехоты), превращалась в пустую трату боеприпасов. Впрочем, приблизительно такие же характеристики меткости сохраняли все легкие гладкоствольные ружья до середины 19 века. Скорострельность фитильных ружей составляла 1 выстрел в 2-4 мин.

Ручная пищаль (самопал), была снабжена фитильным замком и спуском «жагрой», представлявшем собой несложный механизм в виде рычага, на верхнем конце которого крепился фитиль, зажигавшийся перед стрельбой. Круглый кованый ствол такого ружья пропускали через прорезь ложи или прикрепляли к цевью ложи хвостовым шурупом и шпильками; на казённой части справа приваривали полку с крышкой для затравочного пороха. На ложе устанавливался замок, верхняя часть которого с закрепленным в небольшом зажиме тлеющим фитилём опускалась при нажатии на находящуюся под прикладом длинную Г-образную «жагру» и воспламеняла пороховую затравку на полке ружья. Впоследствии появились более сложные модификации фитильного замка, в которых использовались пластинчатые пружины, а затем кнопочный спуск, облегчавший производство выстрела.

Впрочем такое устройство фитильного замка имело и существенный недостаток – в сложных условиях боя фитили могли гаснуть от сырости и ветра, замок нередко давал осечки, ночью огонь тлеющего фитиля демаскировал стрелка. Кроме того, фитильный замок был достаточно опасен в обращении, грозя воспламенением всего, что находилось поблизости, при неосторожном обращении.

Порох для заряда и затравки держали в костяных или деревянных «порошницах», сделанных из большого рога. Использовавшийся для ружейной стрельбы порох представлял собой либо пороховую мякоть, либо гранулы, состоявшие из смешанных в определенных пропорциях селитры, серы и угля.

Для стрельбы из таких ружей необходим был медленно тлеющий фитиль. В качестве фитилей-жагр использовали вываренные в золе, либо пропитанные селитрой и хорошо просушенные веревки.

Необходимо отметить ещё один момент в снаряжении казака в этот период. Никаких бандальеров с заранее отмеренными зарядами для стрельбы казаки ещё не использовали, порох засыпался, что называется «на глазок». И для правильного заряда и относительно точной стрельбы казаку требовался немалый опыт. Как и для производства вообще прицельного выстрела. Для иллюстрации приведу несколько фото современных реконструкторов, стреляющих из самопалов. Очень трудно сделать прицельный выстрел, когда прямо перед твоим лицом взрывается порох на затравочной полке…

В следующей статье я собираюсь рассказать о холодном оружии казаков, которое использовалось во время похода Ермака. Не пропустите, если эта тема вас интересует. А впереди ещё, если читатель проявит интерес, рассказ о защитном вооружении, о казачьих стругах, типичном костюме и, возможно такая же информация о противниках казаков – воинах Сибирского ханства и его вассалах.

Статья о казачьей артиллерии в Сибирском походе: https://dzen.ru/media/id/5cf741b091dc1000af2b8af3/630c77b322a2a0031f8d902b

#ермак

#военная история

#казаки

#оружие