Найти в Дзене
КОЛЕСО ИСТОРИИ

«Генерал Глотка» и «кровожадный полудемон»: за что европейцы дали Александру Васильевичу Суворову такие страшные прозвища

Оглавление

Как только Россия одерживает очередную победу, враги начинают накапливать очередную порцию желчи. Если на поле битвы были слабее, предпочитали идти старым, проверенным методом распускания сплетен и слухов. Так жители «цивилизованных» европейских стран дали достаточно обидные прозвища легендарному российскому полководцу.

Даже не слишком сведущим в вопросах тактики, стратеги и истории людям известно имя Александра Суворова. Он был настолько блестящим стратегом, что под его началом армия не потерпела ни единого поражения. Новые боевые тактики, гениальные решения позволяли одолевать даже превосходящего по численности врага.

Даже императорская немилость не помеха

Изображение взято на просторах интернета из открытых источников
Изображение взято на просторах интернета из открытых источников

Мало кто знает, что крестным отцом Василию Суворову (отцу великого полководца) приходился Пётр Великий. Да и сам Александр получил имя в честь Александра Невского. Военное дело мальчика интересовало с юных лет, и при первой возможности он просил о зачислении в Семёновский полк.

Уже к тридцати двум он был полковником, а ещё привлёк внимание Екатерины Великой. За выдающиеся заслуги Суворов получил звание генерала-фельдмаршала. Вот только с воцарением Павла I настроения в государстве стали меняться.

С одной стороны, император испытывал неприязнь к доверенному лицу матери, с другой понимал, что военном деле Суворову нет равных. Взвесив все аргументы, он присвоил Александру Васильевичу титул князя и звание генералиссимуса. Количество титулов гениального полководца и вовсе тема для отдельной беседы, уж очень их было много.

Чудовищно жесток

Изображение взято на просторах интернета из открытых источников
Изображение взято на просторах интернета из открытых источников

Европейцы в отличии от русских, никаких тёплых чувств к Суворову не испытывали. Волна критики, обвинений стала ответной реакцией на зависть и страх. В книге, изданной в Европе, Александра Васильевича именовали «воинственным варваром» и «чудовищем». Его называли злобным, свирепым, склонным к показухе, а заслуги признавать отказывались.

Дальше всех шли австрийцы. Они утверждали, что победы Суворова чистая случайность, а его тактика нарушает все установленные законы.

Про Прагу

Для поляков и сегодня является настоящим злодеем, по вине которого погибли люди. В первую очередь ему вспоминают молниеносное взятие Праги. Тогда у Варшавского магистрата не оставалось иного выхода, как подписать капитуляцию и отдать ключи от города.

Стоит отметить, что полководец прикладывал все усилия, чтобы не допустить жестокости военных.

Его приказ гласил:

«В дома не забегать, просящих пощады — щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать, малолетков не трогать».

Стоит помнить, что до личного прибытия полководца, Прага уже длительное время была осаждена. За время осады погибло огромное количество русский солдат, и остальные мечтали отомстить.

К тому же, Суворов гарантировал, что все, кто сдадутся останутся целы. Только поляки приняли решение сопротивляться до последнего. Результатом штурма стало не только взятие Праги, но гибель более 23 тысяч поляков.

Почему звали «генералом-глоткой»

Изображение взято на просторах интернета из открытых источников
Изображение взято на просторах интернета из открытых источников

Как только Варшава была взята, Речи Посполитая вынуждена была капитулировать и не представляла опасность для Российской империи. В Европе стали говорить об Александре Васильевиче, но не хвалить, а демонизировать его.

Так уж сложилось, что фамилия полководца в английском варианте пишется как Suwarrow» и очень напоминает «swallow» или «глотать». Такие ассоциации стали идей для карикатуры и прозвища.

Многочисленные европейские художники стали изображать полководца как виновника резни в Праге, опуская все подробности предшествующих событию фактов.

Если учитывать, что поляки после капитуляции получили больше свобод чем при польском генерале Вавдецком, запрещающим местным даже покидай свои жилища, обидные прозвища как минимум беспричинны.

Результативность и стратегия Суворова действительно была легендарной. Его опасались и завидовали. Например, потери русских солдат при том же Измаиле составили не более пяти сотен людей против 20 000 турецких солдат, понять причины зависти со стороны неприятелей просто.