В предыдущей части я, при помощи журнала Classic Rock и Мика Уолла, рассказывал о влиянии рок-музыки на музыку афроамериканцев, сейчас же мы посмотрим на взаимообмен с другой стороны.
Никто особо не скрывал, что классический рок зародился на основе американского блюза, который был музыкой чернокожих, но как-то акцентировать внимание на этом моменте было не принято.
Но вот в начале 70-х белокожие рок-музыканты обнажали свои чёрные корни так откровенно, как никогда раньше. Для Стива Марриотта и Humble Pie это означало обращение к традиции. Для альбома Eat It и последующего турне они даже привлекли к сотрудничеству трио бэк-вокалисток The Blackberries, которые до этого работали с Айком Тёрнером.
У других музыкантов влияние чёрной музыки было, вероятно, не столь бросающимся в глаза, но более глубоким. В качестве примера можно привести Led Zeppelin с их Houses of the Holy, вобравшего в себя всё – от традиционного блюза до фанка (The Crunge), современного джаза (No Quarter) и даже регги (D'yer Mak'er) Led Zeppelin обладали особым даром сочетать стили. Кроме того, они очень любили африканскую и азиатскую музыку, равно как и кельстский фолк и психоделию Западного побережья. Подобно алхимикам, они создавали из всего этого чудесные, совершенно новые сплавы и по праву могли назвать их своими собственными.
На следующем альбоме (Physical Graffiti) музыканты продолжили углубляться в эклектику, и на этот раз фанк был представлен убойной Trampled Under Foot.
Но хотя Zep и были теми самыми парнями, которые взяли негритянскую музыку, да и вывернули её наизнанку, вокруг них родилось множество других, не столь ярко одарённых, но не менее решительных молодых белых музыкантов, которые пытались делать нечто подобное. Например, Free.
Послушайте их, но не ради очевидных блюзовых корней, а ради того компонента, который в своё время сделал их выдающейся группой – ради фанка, а точнее, того, во что они его превратили. All Right Now и по сей день считается скоростной рок-композицией. Но на самом деле всё не так. Это прифанкованное варево, прямиком из кухни Айка и Тины. Вот почему под эту вещь так легко танцевать.
То же касается и других более или менее значимых рок-групп семидесятых, начиная Family, чей единственный попавший в десятку хит – Burlesque звучал так, как если бы Джон Ли Хукер стал фронтменом Stones, и заканчивая популярными стадионными командами, такими как The Faces, чей вокалист Род Стюарт так обожал Сэма Кука, что исполнял две его песни Bring it on Home to Me и Twisting The Night Away на каждом концерте Faces.
Не отставали и The Rolling Stones. Начав аккуратные эксперимент с регги в 1974 году (композиция Fingerprint File) к 1976 году они выпустили целый альбом, замешанный на фанке, соуле и регии под названием Black'n'Blue, о котором на канале есть отдельная статья:
А в 1978 году роллинги выпутили Some Girls, в котором помимо откровенно дисковой I Miss you, ставшей суперхитом, записали Just My Imagination (Running Away with Me) кавер на группу The Temptations.
Но если для Led Zeppelin и The Rolling Stones подобные заходы на чужие территории были шагом с сторону, то шотландцы The Average White Band на втором альбоме настолько очистили музыку от рок-элементов, что превратились в полноценный соул-бэнд (прим. соул, исполняемый белыми получил в прессе наименование "голубоглазый соул").
Смешав Кёртиса Мэйфилда в балладах и Джеймса Брауна в более динамичных композициях, они сделали фанки-соул основой соей карьеры. Более того, когда они выпустили в виде сингла свой инструментал Pick Up The Pieces, один шутник назвал его "тем самым лучшим хитом, который так и не написал Джеймс Браун". Крёстный отец соула придерживался того же мнения, и когда запись заняла первую строчку хит-парада в Америке, обвинил группу в плагиате.
Нечто похожее представляла собой и американская группа Little Feat. Но если AWB постепенно превратились в соул-бенд, то Little Feat уходили своими корнями в аутентичную американскую музыку, сочетая блюз, ритм-н-блюз, кантри, джаз, госпел и рок. В ранних альбомах, таких как Dixie Chicken (1972), они звучали так, будто всю свою жизнь провели в гастролях, исполняя пёрлы Forty-Four Blues Хаулин Вульфа и оригинальные композиции наподобие Hamburger Heaven. Лучше всего им удавалась Willin – дань любви к простому дальнобойщику.
Групп Little Feat создали гитарист и вокалист Лоуэлл Джордж – называвший себя рок-н-ролльным доктором и басист Рой Эстрада, оба выходцы из Mothers of Invention Фрэнка Заппы. Little Feat были настоящей уличной лос-анджелесской командой. Они писали песни о шофёрах, завсегдатаях баров, дешёвых шлюхах и нехилых дозах наркоты, которые помогают измученным душам толстяков пережить разлуку (Fat Man in the Bathtub).
Однажды Лоуэлл Джордж охарактеризовал свою слайдовую манеру игры игры как сочетание двух крайностей – Мадди Уотерса и Рая Кудера. Что касется вокала, своими главными учителями он назвал непревзойдённого Стиви Уандера и Марвина Гэя, добавив только, что лучший в мире белый вокалист – это вероятно Тони Беннетт. К 1973 году группа пополнилась Полом Баррером (гитара), Кенни Грэднеем (бас) и Сэмом Клейтоном (перкуссия), которые сделали музыку Feat ещё более фанковой. (В аннотации к альбому Feats, Don’t Fail Me Now Джордж написал: Не стоит обманываться и несерьёзно относиться к такому музыкальному инструменту как бас.
Были у Little Feat и другие замечательные альбомы, среди которых наиболее выделяется The last Record Album (1975). Но гастрольная жизнь взимает свою дань и на какое-то время команда прекратила музицировать, поскольку вокалист Лоуэлл Джордж решил заняться сольной карьерой. А потом, в 1979 году, во время сольного турне умер от сердечного приступа. Ему было 34 года.
И даже такие рокеры как Deep Purple и Black Sabbath не устояли перед влиянием чёрной музыки. Как сказал Гизер Батлер:
Саббат начинались как психоделическая блюзовая компанда, очень подверженная влиянию всего что её окружало. Главным обрзаом это был, конечно, блюз. Однако мы были слишком молоды и невежественны, чтобы понимать откуда у нас ноги-то растут. Вместо этого мы просто полеживали себе на спинке, покуривали травку и часами напролёт слушали Хендрикса, Клэптоза и Зеппелин. Они многое переняли у неведомых нам чернокожих стариков, а мы перенимали уже у них – из вторых рук.
Deep Purple конечно же шли к фанку более прямым путём. Как и у всех их современников, глубокие блюзовые корни были заметны ещё в самых ранних записях, но в конце концов они затерялись среди витиеватых классических пассажей клавишника Джона Лорда, к которым он стал питать слабость в начале 70-х. Однако ситуация в корне изменилась, когда в группу пришли сначала Ковердейл, потом Хьюз и, наконец, Томми Болин.
О приходи Ковердейла и Хьюза, а также о создании пластинки Burn, читайте в отдельном материала на канале:
Они повели группу в совершенно новом направлении, которое запечатлено на альбоме Come Taste the Band (1975) единственной пластинке, которую Purple записали с Болином, ставшей одним из самых смелых и музыкально авантюрных альбомов группы и единственным в котором они полностью отказались от проверенной формулы и действительно попытались сделать нечто новое.
Единственными прославленными белыми группами, которые казались совершенно невоспримчивыми к влиянию негритянской музыки, были такие монстры прогрессива как Yes, Pink Floyd, Genesis.
Однако, по иронии судьбы, народ в конце концов решил, что их самые популярные хиты восходят именно к чёрным корням: в случае Yes это был диско-фанк на сингле Owner of a Lonely Heart (1983), у Питера Гэбриэла – старомодный соул в стиле Stax Records в мега-хите Sladgehammer (1985) и обычный старый добрый фанк – в Another Brick in the Wall (part 2) (1979), единственном хите Floyd, покорившем вершину чарта.
И даже кантри-рокеры вроде The Eagles умудрялись удачно вплетать чёрное звучание в свои записи: послушайте басовую партию в One of These Nights – такую массивную, маслянистую и фанковую, что её вполне мог сыграть талантливый Бутси Коллинс, басист Джеймса Брауна. Что касается Hotel California, то её сногсшибательные поразительные гитары – это, конечно же, чисто рок-золото, а вот припрыгивающий солнечный ритм – откровенный регги, тот самый, который Эрик Клэптон столь любезно представил остальному рок-сообществу в 1975 году в своей версии I shot the Sheriff Боба Марли.
О Бобе Марли и его дебютном международном релизе вы можете почитать в отдельной статье:
А к нашей теме мы вернёмся в следующей части.
Продолжение следует......