К концу 1972 году Deep Purple были супер-звёздами. Альбом InRock, представивший миру второй и, как многими считается, классический состав группы, поставил английский квинтет на путь хард-рока, а вышедший в 1972 году Machine Head подарил один из самых узнаваемых риффов в мире – Smoke on the Water.
Но, как это часто бывает, внешний успех не соответствовал внутреннему климату в коллективе. Вокалист Йен Гиллан и гитарист Ричи Блэкмор настолько расходились во взглядах, что последний не разрешал фронтмену заходить на его сторону сцены.
Именно из этого конфликта началась история третьего состава группы и их восьмого альбома – Burn.
В конце 1972 года Йен Гиллан, будучи джентльменом, предупредил коллег по группе, что через полгода покинет её, обещая отработать тур в поддержку уже записанного альбома Who Do We Think We Are и дать музыкантам время на поиски нового вокалиста.
Бытует мнение, что Гиллан опередил в своём решении Блэкмора, который годом ранее вместе с барабанщиком Deep Purple Йеном Пейсом и бас-гитаристом и вокалистом группы Thin Lizzy Филом Лайнотом собрал проект Baby Face, а в прессе, наверняка не без желания досадить Гиллану, нахваливал вокалиста группы Free Пола Роджерса.
Именно Роджерса Блэкмор видел тем вокалистом, который заменит Гиллана в Deep Purple, но вышло так что группа не только не получила Роджерса, а ещё и потеряла бас-гитариста Роджера Гловера.
Гловер чувствовал что после объявления Гиллана об уходе отношение коллег по группе к нему, в частности Ричи, изменилось. Бас-гитарист попал в ситуацию, когда его просто вынуждали уйти из коллектива, но причина подобного была не ясна. Возможно зерно раздора кроется в том, что в 1969 году Гиллан и Гловер вместе пришли в Purple из коллектива Episode Six, а властному гитарист гиллановские адепты в группе были не нужны. Собственно позицию Ричи подтвердил менеджер группы Тони Эдвардс, который сказал Роджеру, что Ричи передумал работать в Baby Face и решил остаться в Deep Purple, но при условии что уйдёт Гловер.
Не став дожидаться увольнения Гловер ушёл сам, сделав вакантным ещё одно место в группе.
Что касается Пола Роджерса, то по одной из версий ему так надоела шумиха в прессе, которая уже величала его новым вокалистом Deep Purple, хотя он пообещал музыкантам только рассмотреть это предложение, что Роджерс отказался.
Пол более деликатен:
Конечно здорово было бы петь в составе Deep Purple, но в то время я уже шёл по твёрдо намеченному пути. Мы с Миком Ральфом приступили к созданию новых композиций, как раз проходили репетиции нашего трио – я, Мик и Саймон Кёрк. У нас не было только бас-гитариста…» (прим. - чуть позже названное Роджерсом трио превратиться в коллектив Bad Company).
Ещё в апреле 1973 года, когда Гиллан и Гловер уже объявили об уходе, но пока не ушли Блэкмор, Пэйс и клавишник Джон Лорд попали на концерт трио Trapeze, бас-гитаристом и вокалистом в котором был Гленн Хьюз.
Хьюз сразу впечатлил музыкантов как бас-гитарист, а Лорда и Пэйса ещё и как вокалист, поэтому уже через месяц ему предложили присоединится к группе, но Хьюз отказался.
Гленн Хьюз:
В 1973 году дела Trapeze шли в гору, наш лейбл вкладывал в нас хорошие деньги и раскручивал, успех был очень близок, поэтому я не хотел оставлять ребят на пороге славы.
Но всё же перспектива играть в одном коллективе с Полом Роджерсом, на тои момент он ещё позиционировался как будущий вокалист, взяла верх и Trapeze распались. Но не отчаялись, а собрались с силами, переформатировались и выпустили чуть ли не лучший свой альбом Hot Wire, о котором на канале есть отдельная статья Trapeze - Hot Wire, 1974, рекомендую послушать эту запись.
Возможно если бы Блэкмор не лелеял мечту организовать творческий союз с Полом Роджерсом, Хьюз так и не переметнулся бы к тёмнопурпурным, потому что с точки зрения творчества ему подход Purple к музыке был не близок.
Гленн Хьюз:
На мой взгляд их музыка была через чур фундаментальной. Если вы послушаете третий альбом Trapeze You Are the Music...We're Just the Band, вы сразу же увидите разницу со вторым (Medusa), и поймёте что наше творчество приближалось к соулу. Я, как музыкант, мыслил совершенно в ином ключе. Мне ближе скорее фолковые традиции. Я не критикую Deep Purple, нет, просто хочу сказать что двигался в несколько ином направлении.
Заполучив Хьюза Лорд и Пэйс думали что одним выстрелом убили двух зайцев, обретя бас-гитариста и вокалиста в одном лице, но Ричи Блэкмор видел основной вокал в группе совсем не таким, допуская участие Хьюза в вокальных партиях лишь на подпевках.
Пэйс:
Ричи не хотел идти по пути соула, он искал более блюзовый вокал – пониже, более мужественного тембра.
Отказ Роджерса не подкосил коллектив, и разместив рекламу во всех возможных музыкальных изданиях Великобритании, без указания на то, что вокалиста ищет именно группа Deep Purple, они стали отслушивать присылаемые плёнки. Одним их кандидатов был Дэвид Ковердейл, чей вокал точно не походил на Гиллана, а вот блюза в нём хватало.
Пэйс:
Мы не считали что сильно рискуем приглашая неизвестного вокалиста. В голосе Дэвида было достаточно индивидуальности и своеобразия, и он был совершенно не похож на Йена, поэтому ни о каком сравнении не могло быть и речи. Иными словами, мы не пытались заменить Йена его клоном.
Двадцатидвухлетний Ковердейл в тот момент был несколько полноват и, со слов Пэйса, носил странную причёску и не менее странные усы, при этом так волновался, что выпил полбутылки виски перед прослушиванием.
Но прослушивание было успешным, и в начале сентября 1973 года группа под надзором продюсера Мартина Бёрча начала репетиции перед записью нового альбома.
По словам Берча работа шла очень быстро и у группы было по-настоящему хорошее настроение.
Мартин Берч:
Каждый из музыкантов стремился к совместной работе и они сделали хороший альбом, прежде чем в музыку проникли фанк-влияния Гленна.
Про фанк всё же Бёрч несколько заблуждается, влияние Хьюза и его фанковых пристрастий на Burn есть, как есть и блюзовость Ковердейла, и эта смесь придала Deep Purple абсолютно новое звучание.
Хьюз:
В Burn я чувствовал себя очень органично, особенно в таких песнях как Sail Away. Мы с Дэвидом пели её вместе, он первый куплет, я – второй. Тогда и распределились наши вокальные роли, Дэвид пел низким блюзовым голосом, а я – более соуловым, в верхнем регистре.
Одной из редких проблем периода работы на Burn были тексты, которые поручили писать Ковердейлу. Ричи, явно не желавший отпускать вожжи требовал от вокалиста придерживаться в текстах определённой тематики.
Джон Лорд:
Он хотел песен о демонологии, рыцарях, драконах и прочем…Он был первым рок-музыкантом, делающим ставку на такой тип песен, которые хэви-метал группы начнут петь уже после распада Deep Purple.
С драконами не заладилось, что видимо стало первой трещиной между Блэкмором и остальными, которая привела в 1975 к уходу Ричи из группы и созданию Rainbow, в которой Ронни Джейм Дио мог дать гитаристу те тексты, которые тот хотел.
Всего в период Burn было выпущено 9 композиций, из которых 7 были песнями, а две инструментальными треками.
Первый инструментал А200 придуманный во время джема завершает пластинку, а его название, которое со слов Хьюза придумал Лорд отсылает к названию средства от лобковых вшей.
Очень синтезаторная вещь, в которой Лорду позволили делать всё что он хочет. Возможно я ошибаюсь, но мне слышатся в ней отголоски немецкой электронной музыки, которая в то время уже набирала силу.
Второй инструментал Coronarias Redig, вышедший на стороне B сингла Might Just Take Your Life благодаря доминирующей гитаре всё же более привычен в канве творчества группы.
Изначально для Coronarias Redig планировали сочинить текст, но Ковердейл так веселился в барах Копенгагена, что на следующий день, в который была назначена сессия звукозаписи, не смог встать с постели, поэтому трек остался инструментальным.
А теперь к основному содержанию пластинки.
Главными хитами среди семи песен можно смело назвать Burn, Sail Away и Mistreated.
Хьюз:
Классический рок-рифф из Burn придумал Блэкмор, хотя ходят слухи что он содрал его Джорджа Гершвина (прим. - композиция Fascinating Rhythm/Someone to Watch Over Me). Вполне возможно, любой музыкант что-то заимствует у предшественников.
Думаю не столь важно было заимствование или нет, но безумно энергичная Burn остаётся не только одной из лучших композиций Deep Purple, но и одной из лучших «открывашек» в рок-музыке.
Ковердейл:
Текст для Sail Away был для меня одним из первых действительно мощных, но я всё же считаю что нам с Гленном не следовало делить вокальные партии, любой из нас мог бы спеть её в одиночку.
Так Дэвид говорил в 2004 году, а в 2015 взял, да и перезаписал Sail Away с Whitesnake, да и не только её, но об этом чуть позже.
Пэйс говорил что он обожает фанковый рифф Sail Away, в котором чувствуется влияние Стиви Уандера.
Действительно мощный трек!
Не отстаёт и You Fool No One, основную тему которой придумал Пэйс, когда экспериментировал с ковбэллом (прим. - афро-кубинский ударный музыкальный инструмент в виде колокола без язычка). Услышав ритм Блэкмор добавил в структуру свой рифф, а Гленн с Дэвидом выступили дуэтом.
Но в плане эмоциональности вершиной альбома является Mistreated. Композиция, которая исполнялась и Хьюзом, и Ковердейлом и Блэкмором.
Ковердейл считает её суммой всех тех элементов, которые он принёс в Deep Purple в плане самобытности и непохожести третьего состава на второй.
Но лучше всех этот блюзовый шедевр охарактеризовал Йен Пэйс:
Великолепная оправа голосу Дэвида. Очень, очень продуманный простой рифф. И эта простота замечательно сочетается с саундом гитары. Эта песня создаёт настроение благодаря не только вокальным партиям, но и соло, тому как они воздействуют на слушателя. Это такой маленький самородок.
А в живом исполнении это кульминация!
Вышедшая синглом уже после выхода альбома Might Just Take Your Life построена на удачном дуэте клавиш Лорда и гитары Блэкмора и блюзовой ритмике. Не самая впечатляющая композиция на релизе, но соло партия Лорда прекрасна.
Lay Down, Stay Down самая жёсткая по саунду композиция, которая могла бы быть записана и с Гилланом, в ней меньше всего ощущается влияние новых участников, а вот риффового харда здесь хватает.
И What's Goin' On Here, расслабленная блюзовая тема с дуэтом голосов Хьюза и Ковердейла и салунным соло Лорда, в основу которой по рассказу Ковердейла легла Highway Chile Джимми Хендрикса.
К сожалению состав группы, записавший альбом Burn просуществовал чуть больше года, а сценическое воплощение его наследия около двух лет. Воссоединение с Гилланом оставило песни с Burn за бортом, хотя они временно вернулись в сет-листы в эпоху Тёрнера.
Хьюз украшал свои сет-листы заглавной композицией и Mistreated, а вот Ковердейл регулярно исполнял песни третьего и четвёртого состава Purple, а в 2015 году посвятил им целый The Purple Album.
Ковердейл о The Purple Album:
Через весь этот альбом красной нитью проходит дань уважения оригинальным участникам, и всё получилось просто восхитительно. Это трибьют Джону Лорду, Йену Пэйсу и Ритчи Блэкмору, давшим мне шанс. Когда мы работали над этим диском, все мои музыканты сказали, что всё звучит так, как будто было написано вчера, а ведь никто из них ещё не родился тогда, когда я записывал эти песни! Это дань тем песням, на которых они росли.
У Burn интересная судьба в плане наследия, его можно увидеть, как в списках недооценённых альбомов, так и в списках лучших альбомов. Я лично отношу его ко второй категории. Он показал, что Deep Purple могут существовать без Гиллана (не будем забывать что до 1969 группа записала без него три альбома), что они могут меняться, оставаясь при этом собой, и что Deep Purple не сводятся к Гиллану, Блэкмору или кому-либо ещё, они то целое, которое больше суммы его частей.