Найти тему
Фонотека в кармане

Get the Funk Out. Как чёрная музыка повлиял на классический рок и наоборот (часть 1)

Оглавление

Ритм-н-блюз – укоренившийся термин, коим белые обозначали музыку чёрных – всегда считался фундаментом, на котором базировался современный рок; понятие рок-н-ролл восходит своими корнями к уличному негритянскому сленгу, в котором это слово было синонимом к действиям во время полового акта.

На порождении рок-музыки из блюза процесс взаимного влияния культур не остановился, и он продолжается до сих пор. Как бы не старались представители "чёрного" и "белого" (пусть использование эти термины нынче считается неполиткорректным, но я не вкладываю в него никакого уничижительного значения, а применяю исключительно для целей обозначения условных противоположностей) бороться за обособленность своего музыкального наследия друг от друга, не признавать их обоюдное влияние друг на друга было бы недальновидно.

Материал для данной серии статей подготовлен на основе обзора Мика Уолла из журнала Classic Rock.

Как поётся в песне Black Coffee авторства Айка и Тины Тёрнер: У меня белая кожа, но чёрная душа. Видимо эту мысль и хотел донести лидер группы Humble Pie Стив Мэрриотт, когда записал кавер на эту композицию.

Такое заявление могла бы сделать любая рок-звезда, начиная непосредственно с Элвиса Пресли. Ведь ди-джеи американского Юга отказывались крутить его ранние блюзы, ссылаясь на то, что это музыка чёрных.

Несомненно, в 1973 году, когда Humble Pie записали свою версию Black Coffee для альбома Eat It, влияние чёрной музыки на белых рок-музыкантов было огромно, как никогда и они его открыто демонстрировали.

Но предшествовал этой демонстрации банальный снобизм со стороны белокожих музыкантов. В конце шестидесятых, когда Дилан и The Beatles создали концепцию альбомно-ориентированной рок-музыки, стало популярным суждение, что, в сравнении с пылкими белыми музыкантами, гордившимися тем, что им есть, что сказать и кроме обычного «Oh, Baby», музыка чёрных музыкантов была, по сути, банальной и предназначалась для уличных танцев, поцелуев на заднем ряду кинотеатра или просто весёлого времяпрепровождения, а никакого глубокого смысла в ней не было т.е., была этакой "музыкой для ног", в отличие от противопоставлявшийся ей "музыки для ума".

Living Colour
Living Colour

К сожалению максимальное сближение культур в 70-е не сняло вопрос музыкальной дихотомии, потому что уже в начале 80-х, когда появился отрицавший блюзовые корни хэви-метал, культурные пути вновь разошлись, и к концу восьмого десятилетия 20 века, когда был выпущен первый и лучший альбом группы Living Colour - Vivid, появление стопроцентно чёрной рок-группы, у которой явно было больше общего с Led Zeppelin, нежели с Марвином Геем, рассматривалось, как нечто неестественное, пусть даже и занятное в плане музыки, и, в любом случае, из ряда вон выходящее. В то время, рок-группа состоящая только из афроамериканцев, снова вызывала интерес не музыкальной составляющей, а благодаря цвету кожи. Увы, это было не ново.

В 1967 году Джими Хендрикс, которому было всего 24 года, выпустил сингл Purple Haze и навсегда изменил лицо рок-музыки, взмыв в небеса, подобно ракете, и заставив своих белокожих последователей вроде Клэптона, Бека и Тауншенда смиренно преклонить колена.

Лемми Килмистер:

Джимми был самым страшным ночным кошмаром любой белой рок-звезды – чёрный парень, у которого получалось гораздо лучше чем у них.

Было время – Хендрикс играл сессионно у Isley Brothers и Литлла Ричарда, и аккомпанировал соул-вокалисту Кёртису Найту. Ему очень легко удавалось смешивать стили.

Но, несмотря на огромное влияние Хендрикса, при жизни его всегда считали чёрным парнем, который явился незваным гостем на праздник белых людей, этаким исключением из правил. Но ему удалось пробить брешь в консервативных взглядах аудитории, а за ним уже потянулись другие.

Пол Баттерфилд и Мадди Уотерс
Пол Баттерфилд и Мадди Уотерс

Конечно тогда ещё были полны сил ветераны блюза Би Би Кинг, Мадди Уотерс, Джон Ли Хукер, музыка которых и породила весь этот классический рок, но их почитали скорее как отцов-основателей, чем рассматривали как явных конкурентов. Поэтому, дабы не потеряться среди "молодой шпаны" старые блюзмены записывались с молодыми белыми музыкантами, пусть не всегда успешно, но обратить внимание на альбом Мадди Уотерса Fathers and Sons (1969) и Electric Mud (1969) или на вторую сторону альбома Би Би Кинга Live and Well (1969), чуть подробней о котором рассказано в отдельном материале на канале:

как минимум стоит.

Отдельно отмечу серию записей под общим заголовком London Session, созданную и выпущенную в период с 1971 по 1973 годы, в рамках которых Хаулин Вульф, Мадди Уотерс, Чак Берри и Бо Диддли записали свои композиции в сопровождении нового поколения звёздных музыкантов, правда с каждой сессией звёздность сайдменом тускнела, но на этих пластинках можно встретить имена Чарли Уоттса, Стива Уинвуда, Эрика Клэптона, Билла Уаймана, Ринго Старра, Митча Митчелла, Рори Галлахера и Йена Стюарт.

Более молодые артисты - Sly and the Family Sotne, Funkadelic, Кёртис Мэйнфилд, Стиви Уандер во многом обязаны Хендриксу и рок-музыке в целом за то, что перед ними открылась довольно широкая дорога и они смогли выпустить превосходные альбомы, которые говорили о том, что расовое влияние перестало быть односторонним.

Уандер был первым после Хендрикса чёрным музыкантом, который продемонстрировал свой бесценный талант в целой череде альбомов, начиная с потрясающего Talking Book и вышедшего годом позже Innervisions, благодаря которым его в равной степени полюбила как чёрная, так и белая аудитория. Такие песни как Superstition, Higher Ground (на которую впоследствии сделали кавер Red Hot Chili Peppers) и восьмиминутная концептуальная Living for the City, стали не просто лучшими и самими запоминающимися хитами Уандера, но и истинной классикой нового зарождающегося жанра, обусловив особенности фанк-рока – сплава чёрной и белой музыки.

The Temptations
The Temptations

Параллельным курсом шёл соул-коллектив The Temptations. С 1969 по 1972 год они выпустили серию выдающихся синглов (начиная с Cloud Nine (1969) и Ball of Confusion (1970) и заканчивая Papa Was a Rolling Stone (1972)), в которых многое позаимствовано у психоделического рок-звучания того времени, и эффект был потрясающий.

Преображение завершилось к 1973 году, когда под руководством композитора, инструменталиста и продюсера Нормана Уитфилда The Temptations выпустили два выдающихся альбома Masterpiese и 1990. Вместо плавных вокальных гармоний и грубого звука, коим они славились, на этих записях была продемонстрирована космическая эксцентричность белого рок-мира, где господствовали гитары. Послушайте для примера 14-минутную Masterpiese.

Sly & The Family Stone
Sly & The Family Stone

Тем временем Sly and The Family Stone – первая действительно смешанная рок-команда – пошли ещё дальше. Их основным лозунгом (равно как и эффектным рефреном их хита Everyday People (1970) был «разным народам – разные ритмы». Образовалась эта группа в буквальном смысле на улицах Bay Area, Сан-Франциско. Состав банды был непостоянным: талантливые вокалисты и инструменталисты всё время сменяли друг друга – мужчины и женщины, чёрные и белые, толстые и худые. Возглавлял её басист Ларри Грэхем и его двоюродный брат, замечательный многогранный вокалист Сильвестр Стюарт по прозвищу Слай, который то рычал как раненый лев, то, спустя мгновение, пел слащавым фальцетом.

The Family Stone перерабатывали всю музыку, которая была под рукой, без разбора, порождая довольно необычные сочетания рока и госпелов, фанка и попа, оттенков джаза, причудливых психоделических узоров и ярких мазков хэви-металла. Альбом There’s A Riot Gon On (1972) стал апофеозом всего этого сумасшествия. И даже приглушённый, клаустрафобный драйв хит-сингла Family Affair не мог подготовить слушателя к плотной дымчатой структуре самого альбома. Многие оказались не в состоянии такое воспринят. Но ведь на земле вообще полным-полно людей, которые не любят, когда музыка бросает им вызов.

На сцене эта группа выглядела не менее феноменально. Чудаковатая хореография и неправдоподобно огромные причёски казались влюблённой в глэм публике необычайно привлекательными. Однако, в отличие от Боуи и Болана, тот факт, что Sly co товарищи выступали на Вудстоке и на фестивале в Монтерее, вызывал уважение и у суровой части аудитории, которую трудно было чем-либо удивить и которая продолжала называть Клэптона богом. Серьёзным же фанатам нравилось то, что The Family Stone могли по полчаса разрабатывать один и тот же рифф – эти действа звались спейс-джемами. Да, что касается импровизации, в этот группа Слая была подстать монстрам – Cream и Led Zeppelin. Правда, порой Слай воспринимал окружающий мир – и себя – настольrо несообразно, что земля уходила у него из-под ног. К середине 70-х отменённых концертов и прерванных турне накопилось слишком много. И, к тому же, музыканты так плотно подсели на наркотики, что группа стала практически недееспособной.

На этом первая часть нашего путешествия заканчивается, и если сегодня мы больше говорили о влиянии рок-музыки на соул, фанк, госпел, то в следующей части сделаем разворот на 180 градусов как менялся классический рок.

Продолжение по ссылкам:

Подписывайтесь на канал, будет интересно.