Найти тему
4,7K подписчиков

Bob Marley & The Wailers - Catch a Fire, 1973

В мире музыки существуют личности, которые воплощают собою целое музыкальное направление.

В мире музыки существуют личности, которые воплощают собою целое музыкальное направление. Даже те, кто не интересуется историей современной музыки, скажут, что Элвис Пресли – это король рок-н-ролла, Луи Армстронг – икона джаза. Подобная судьба ждала и Боба Марли, человека, который воплотил в своём образе и творчестве музыку регги.

Самого Боба уже давно нет в нашем мире, что не мешает его творческому наследию спокойно существовать отдельно от автора и покорять всё новых слушателей.

Сегодня же мы поговорим о начале того этапа творчества Боба Марли, в рамках которого он получил мировое признание. А этап этот начался с пластинки Catch a Fire, вышедшей в 1973 году.

До 1973 Боб Марли и его группы The Wailers уже записывали и выпускали альбомы, но их распространение не выходило за пределы родной для музыкантов Ямайки. А Бобу, как и любому творческому человеку, которому было что сказать, хотелось, чтобы его песни услышали во всём мире.

В случае с The Wailers на все сто сработала формула успеха, включающая в себя 99% труда и 1% удачи. Трудолюбия музыкантам было не занимать, а удача пусть не сразу, но настигла их в лице основателя фирмы Island Records – Криса Блэкуэлла.

В мире музыки существуют личности, которые воплощают собою целое музыкальное направление.-2

Басист Wailers Эштон Баррет о знакомстве с Блэкуэллом:

Первый раз мы увидели Криса у него дома на Хоуп Роад, 56, где потом поселился Боб. Мы всю ночь проговорили о музыке; пластинки в его комнате громоздились до потолка. Мы слушали музыку и говорили о музыке, которую мы создадим с его помощью - гибрид рока и регги.

Ранее Блэкуэлл уже выпускал записи ямайских музыкантов (в том числе и The Wailers) на различных сборниках, поэтому выпуск полноценного альбома был вопросом времени. Крис чувствовал, что музыкальная жизнь по обе стороны Атлантики переживает некий застой. В США доминировал софт-рок, в Великобритании «соперничали» друг с другом титаны прогрессива Yes и Emerson, Lake and Palmer, а так же звёзды глэм-рока в лице Дэвида Боуи и Марка Болана. Нужно было что-то новое, свежее.

В мире музыки существуют личности, которые воплощают собою целое музыкальное направление.-3

Решению Блэкуэлла поспособствовал Брант Кларк. Впечатлённый лондонским выступлением The Wailers он организовал встречу Марли и Блэкуэлла в лондонском офисе Island. Совокупность факторов, а именно: обаяние Марли, протекция Кларка, ямайские корни Блэкуэлла и его тяга к риску, сыграла свою роль. Крис выделил Бобу денежные средства в сумме 4000 английских фунтов, последний же должен был на эти деньги записать на Ямайке новый альбом и предоставить меценату результат.

Группа The Wailers тогда состояла из Боба Марли (вокал, гитара), Питера Тоша (вокал, гитара, клавиши), Банни Уэйлера (бонги, конги), и братьев Эштона и Карлтона Барретов, составивших ритм-секцию.

Не отступая от своих методов записи, пятеро музыкантов, по словам Банни Уайлера, записали альбом приблизительно за то же время, что он звучит. Запись проходила на трёх студиях, расположенных в городе Кингстон, на Ямайке. Всё писалось вживую. Музыканты расставляли инструменты в одной комнате из исполняли новые песни. Всего было записано 11 композиций. Альбом представлял практически бенефис Марли, как автора.

Только на двух композициях 400 Years и Stop That Train в качестве автора указан гитарист Питер Тош, обладающий не меньшими амбициями, чем Боб. Питер понимал, что единственный лидер The Wailers – Боб Марли, поэтому, вскоре после финансового взлёта группы, он покинул коллектив ради сольного творчества.

В декабре 1972 года Марли полетел в Лондон, чтобы передать мастер-плёнки Крису Блэкуэллу.

Блэкуэлл:

Когда я впервые услышал Slave Driver – это был полный восторг, музыка была фантастической.

Однако Крис понимал, что этого будет недостаточно. Подобное звучание было непривычным для американской и английской аудитории, а именно они должны были стать целевыми. Этого хотел и Марли, поэтому он предоставил Крису полную свободу действий в обращении с записанным материалом.

Крис хотел сделать релиз The Wailers событием в рок-музыке, представить их как чёрную рок-группу.

В мире музыки существуют личности, которые воплощают собою целое музыкальное направление.-5

Вспоминает Джон Бандрик (клавиши, синтезатор):

За основу брался первозданный регги, а после к нему добавлялись различные примеси, которые делали звучание приемлемым для более широкого круга слушателей.

Для американизации звучания The Wailers Крис привлёк команду сессионных музыкантов. Ключевую роль в формировании нового звучания сыграли, уже упомянутый Джон Бандрик, записавший клавишные подкладки под множество композиций, сделав звучание более плотным, и гитарист Уэйн Перкинс

Для сравнения послушайте две версии композиций Stir it Up и Stop that Train

Ямайские версия

Британские версии

Бандрик до этого был знаком с музыкой Марли, Перкинса же даже не предупредили, что ему предстоит писать партии для музыки регги, о которой он ничего не знал.

Перкинс:

Там не было пробелов, которые я мог бы заполнить. Я никогда не слышал такой музыки.

Но Блэкуэлл помог Перкинсу настроится на восприятие новой музыки, и тот насытил её дополнительным звуковым слоем, а в открывающей альбом Concrete Jungle добавил отличное гитарное соло.

Помимо инструментальных дополнений Крис добавил женские бэк-вокалы, особенно это слышно на Baby We've Got a Date (Rock It Baby), переписал партию бас-гитары на Concrete Jungle, добавил флейту Тони МакКука, и доработал перкуссионные партии.

В мире музыки существуют личности, которые воплощают собою целое музыкальное направление.-6

До 2001 года у слушателей не было возможности сравнить звучание ямайской и лондонской версий альбома. Оплошность была исправлена переизданием Catch a Fire на двух CD. На первом диске был записан ямайский, а на втором – лондонский варианты альбома. Оба варианта в полном объёме представлены в конце статьи.

Боб Марли одобрительно отнёсся к аранжировкам и микшированию Блэкуэлла, чем очень польстил Крису. Но «звуковой эксперимент» имел и негативную сторону.

Крис:

Stir it Up в оригинале мне нравилась куда больше, но она не вписывалась в общую звуковую концепцию.

Но вскоре после выпуска пластинки, можно было сказать, что данная жертва была оправданной.

На британской версии альбома было представлено 9 композиций, High Tide or Low Tide и All Day All Night выпали из трек-листа, и были представлены в качестве бонус-трэков на ремастеринговом издании в 2001 году.

Для первого тиража в 20 000 экземпляров использовался дизайн Роберта Дайера и Боба Вайнера. Конверт был выполнен в виде зажигалки Zippo и открывался также как зажигалка.

В мире музыки существуют личности, которые воплощают собою целое музыкальное направление.-7

В настоящий момент пластинки из того тиража являются предметом охоты коллекционеров. Обложка в виде зажигалки вернулась на переиздании 2001 года, но открывалась коробка, как обычный CD. Находка с открывающейся крышкой зажигалки была возрождена на японском бокс-сете 2015 года с переизданиями альбомов Боба Марли и The Wailers, которые были упакованы в кейс в форме зажигалки.

В мире музыки существуют личности, которые воплощают собою целое музыкальное направление.-8

Все издания, кроме обозначенных выше, издавались с обложкой, на которой изображён покуривающий самокрутку Боб Марли.

В мире музыки существуют личности, которые воплощают собою целое музыкальное направление.-9

Данная обложка появилась в 1974 году, когда спрос на пластинку возрос, а производство оригинальной «зажигалки» было слишком дорогостоящим. Также на новой обложке The Wailers превратились в Bob Marley and The Wailers.

Catch a Fire не стал в одночасье музыкальной сенсацией, но гастроли в поддержку альбома и одобрительные отзывы критиков открыли перед группой новые горизонты, не ограничивающиеся только территорией Ямайки.

Майкл Вудсворт: Catch a Fire - плод коллективного труда, пронизанный желанием и творческой энергией.

Журнал Rolling Stone похвалил звучание альбома и умение, с которым музыканты смешали различные музыкальные стили, вдохнув в современную музыку новые эмоции.

Ричард Уильямс: Catch a Fire наряду альбомами Джими Хендрикса Are You Experienced?, Стиви Уандера Talking Book и Марвина Гэя What’s Going On остаётся той записью, которая изменила музыку.

Портал Allmusic: Основная привлекательности альбома заключается в его искренности и целеустремленности. Эти молодые люди (The Wailers) смотрят вокруг себя и считают, что они могут изменить мир с помощью музыки.

Удалось ли The Wailers со своим первым международным релизом изменить мир? Полагаю, что да. Ведь даже сейчас, спустя более 40 лет после релиза, альбом не выглядит архаичным. Он уже заслужил себе вневременной статус, который с годами будет только крепнуть.

Подписывайтесь на канал, будет интересно.