Найти в Дзене
Фонотека в кармане

Любимые аутсайдеры: The Rolling Stones - Black and Blue, 1976

От автора: Этот материал я посвящаю памяти Чарли Уоттса. Коммерческие достижения альбомов, которые считаются неудачными в рамках карьеры The Rolling Stones являются пределами мечтаний для многих исполнителей, но Stones, кто бы что не говорил, это не про коммерцию. Их творческий багаж за 60 лет существования коллектива приобрёл столь внушительные масштабы, что явно не мог оставаться стабильным в плане качества. Хотя здесь мы сталкиваемся с субъективной оценкой, но всё же так сложилось, что в репертуаре группы есть как общепризнанная классика, так и релизы, которые записывают в разряд неудачных. Одним из таких "неудачных" релизов стал альбом Black and Blue, создававшийся в период неполноценности состава группы, когда Мик Тейлор ушёл, а Ронни Вуд ещё не занял его место. Таким образом в период сессий Black and Blue сложилась ситуация, когда параллельно с записью пластинки проходил и кастинг гитаристов, в результате чего гитарный дуэт с незаменимым Китом Ричардсом составили аж три музыканта
Оглавление
Rolling Stones в турне 1976 года
Rolling Stones в турне 1976 года

От автора: Этот материал я посвящаю памяти Чарли Уоттса.

Коммерческие достижения альбомов, которые считаются неудачными в рамках карьеры The Rolling Stones являются пределами мечтаний для многих исполнителей, но Stones, кто бы что не говорил, это не про коммерцию.

Их творческий багаж за 60 лет существования коллектива приобрёл столь внушительные масштабы, что явно не мог оставаться стабильным в плане качества. Хотя здесь мы сталкиваемся с субъективной оценкой, но всё же так сложилось, что в репертуаре группы есть как общепризнанная классика, так и релизы, которые записывают в разряд неудачных.

Одним из таких "неудачных" релизов стал альбом Black and Blue, создававшийся в период неполноценности состава группы, когда Мик Тейлор ушёл, а Ронни Вуд ещё не занял его место. Таким образом в период сессий Black and Blue сложилась ситуация, когда параллельно с записью пластинки проходил и кастинг гитаристов, в результате чего гитарный дуэт с незаменимым Китом Ричардсом составили аж три музыканта (поочерёдно) - Ронни Вуд, Харви Мандел и Уэйн Перкинс.

Кит Ричардс:

Оба (Харви и Уэйн) прекрасные гитаристы, и оба поучаствовали в Black and Blue. Ронни попал на разбор последним, и, в сущности, дело решилось чуть ли не подкидыванием монеты. Нам здорово понравился Перкинс: приятнейшая манера, он не стал бы звучать вразнобой с тем, что делал Мик Тейлор, — очень мелодично, очень мастерски всё сыграно. Но вскоре выбор сузился до Уэйна и Ронни. А Ронни — многостаночник. Он умеет играть на куче всего и в разных стилях, плюс я уже поработал с ним плотно несколько недель, так что стрелка склонилась к нему.

Одним из проходивших прослушивание был и легендарный Джефф Бек, но его партий на альбоме нет, а сам Бек, отвечая на вопрос о потенциальном участии в группе, ответил, что они с Китом убили бы друг друга.

Джаггер и Ричардс на фотосессии к альбому Black and Blue
Джаггер и Ричардс на фотосессии к альбому Black and Blue

Уход Тейлора несколько компенсировался возвращением к сотрудничеству с командой звукоинженера Глина Джонса, который работал над Beggars Banquet, Let it Bleed и самыми ранними записями группы, но это воссоединение не было плодотворным.

Джонсу не нравилось, что группа тратит студийное время на поиски нового гитариста, а его взаимопонимание с Китом вообще свелось к нулю. В результате Джонс вспылил и хлопнул дверью, а роллинги продолжали ещё пару месяцев работать над альбомом.

Глин Джонс:

Этот альбом я не стал слушать вообще. Уверен что они его полностью просрали.

Помимо трёх сессионных гитаристов, всё же Вуд не был официальным членом группы когда записывался альбом, на Black and Blue присутствуют два именитых клавишника Ники Хопкинс и Билли Престон, и если Хопкинса можно назвать этаким «шестым роллингом», то Престон здесь тянет на полноправного соучастника, имя которого можно ставить после feat.

Ники Хопкинс
Ники Хопкинс

Такое разнообразие творческих личностей не могло не сказаться на материале? и я считаю альбом 1976 года самой эклектичной записью группы, ни до, ни после они ничего подобного не делали. Но именно эта эклектика и стала камнем преткновения.

Первым синглом с альбома вышла композиция Fool to Cry, и хоть её и ждал чартовый успех, и она стала единственным треком из Black and Blue, который позже появлялся на сборниках группы, в том числе на монструозном Grrrr! 2012 года, фэны «классических» Stones явно её не поняли.

Соул баллада с доминирующими клавишами Ники Хопкинза и пением Джаггера в духе Соломона Бёрка явно не то чего ждёшь от такой группы.

Лирическое отступление: В полную силу этот трек раскрылся для меня в фильме «Красивые девушки» 1997 года (режиссёр Тед Демме) Поначалу я даже не идентифицировал её как композицию Stones и признал только по куплетным партиям Джаггера.

Но с другой стороны, роллинги никогда не чуждались эклектики и не строили свою музыку исключительно вокруг жёсткого гитарного звука, добавляя в аранжировку струнные, духовые, клавишные, поэтому ничто не сдерживало их при создании своего самого «негроидного» альбома.

Взращённые на афроамериканском блюзе и соуле, музыканты двинулись дальше в исследовании жанров, зайдя на территорию фанка и регги.

Собственно это ярко показано на открывающей альбом Hot Stuff.

Фанковая тема построенная вокруг партии Уаймана и гитарного перезвона от Ричардса и Мандела. Говорят что Stones здесь подались в диско, чем шокировали фэнов желавших услышать старый добрый гитарный рифф по типу Rock Off, а получивших какую-то полутанцевальную ерунду. Я не слышу здесь диско, а вот реверанс в сторону фанка, той грани чёрной музыки, которую группа начали исследовать ещё на предыдущем альбоме (трек Fingerprint File) удался. Ну и конечно нельзя не отметить клавишные партии.

В пару к открывающему треку можно поставить вдохновлённую Ронни Вудом Hey Negrita, добавляющую огня в расслабленную атмосферу альбома. Вуди и Джаггер здесь отрываются по полной, смешивая латинские ритмы и регги.

В добавок к ним за бодрую часть альбома отвечают самые близкие к привычному звучанию группы Hand of Fate и Crazy Mama, напоминающие чью пластинку мы слушаем.

Hand of Fate, не будь Stones рисковыми ребятами, явно вышла бы первым синглом. Здесь есть рифф от Ричардса, выкрикивающий рубленные фразы Джаггер и конечно гитарное соло (в исполнении Уэна Перкинса) в дуэли с клавишами.

Crazy Mama не самая выразительная вещь, подобного в репертуаре группы много, но примечательна тем, что на ритм-гитаре здесь играет Мик.

Видимо не решившись взяться за регги самостоятельно, группа обратилась к хиту Эрика Дональдсона 1971 года Cherry Oh Baby. Данный трек интересен скорее, как демонстрация роллингами своих возможностей быть разными, но как самостоятельное произведение не привносит ничего нового в версию Дональдсона, поэтому если уж вы любите регги, то вот вам материалы о дебютном международном альбоме Боба Марли: Bob Marley & The Wailers - Catch a Fire, 1973, и оригинальная версия композиции от Дональдсона.

Но будь Cherry Oh Baby на том же Exile on Main St. или даже Goats Head Soup, он явно бы смотрелся инородным элементом, а на Black and Blue очень даже органичен.

И нельзя не сказать о главных музыкальных жемчужинах альбома.

Memory Motel печальная многоголосная клавишная баллада, в которой даже нет гитары Кита, но есть его голос. Это очень крутая, развивающая идеи Moonlight Mile, песня о гастрольной любви с атмосферой вечного путешествия, которую создают Джаггер, Ричардс и Престон на клавишных, а Перкинс и Мандел на гитарах (на акустической и электрической соответственно).

Melody (вдохновленная Билли Престоном) вторая клавишная композиция на альбоме, на этот раз делом рулит Билли Престон. Атмосфера здесь скорее вальяжно расслабленная, с мощным налётом соула, что не удивительно с учётом бэкграунда Билли.

Мик Джаггер и Билли Престон
Мик Джаггер и Билли Престон

Вышедший 23 апреля 1976 года Black and Blue вызвал неоднозначную реакцию, чего и следовало ожидать. Мнения разделились на «неудачный, некоммерческий» до «откровенный, необычный», хотя вскоре шумиха затихла.

В истории же Rolling Stones альбом потерялся, Кит Ричардс называет его своим самым нелюбимым в дискографии коллектива:

Я воспитан на блюзовых рифах и рок-н-ролле (плюс секс и наркотики, конечно), а когда мы записывали пластинку Black and Blue, то у меня создавалось впечатление, что я взял гитару и просто настраиваю её. В студии постоянно крутились несколько сессионных музыкантов, они что-то играли на инструментах, а меня там практически нет…

Среди фанатов же мнения полярны, от творческой неудачи, до одной из вершин, и оба имеют право на жизнь. Лично я Black and Blue полюбил далеко не сразу, но сейчас точно включу его в десятку лучших в дискографии Rolling Stones.

Предыдущие выпуски рубрики "Любимые аутсайдеры".

Aerosmith - Night In The Ruts, 1979

Motorhead - Another Perfect Day, 1983

UFO - Flying - One Hour Space Rock, 1971

Black Sabbath - Headless Cross, 1989

Helloween - Chameleon, 1993

Подписывайтесь на канал, будет интересно.