Отношение к мёртвым и их погребению – особая культура. Прежде всего она говорит о развитии общества, его цивилизованности. России, как ни странно, и в этом пришлось пойти по западному пути.
Изначально захоронения мёртвых были связаны с тем, что таким образом покойников скрывали от диких животных, или, если человек умирал от болезни, для нераспространения заразы. Со временем, с ростом культуры, люди придумали ритуалы похорон, надгробий, отношений к покойным. Если в древнем Риме хоронили исключительно знатных горожан, то не менее древние германцы не делали исключений и хоронили соплеменников на общих полях.
Позднее, в Средние века, в христианской Европе хоронили исключительно около церквей, но с ростом населения пришло понимание, что это не совсем гигиенично и к тому же использование земли в черте города для кладбищенских нужд слишком разорительно. К семнадцатому веку в Европе стали хоронить исключительно за городской чертой.
В древности Русь в этом вопросе мало чем отличалась от западного мира – покойников также сжигали. Места для погребения праха древние славяне организовывали в виде курганов и погостов. Для первых специально возводили земляную насыпь, в этих холмах могло разместиться несколько усопших, точнее то, что от них осталось после сожжения. Примечательно, что никаких надгробий или знаков, указывающих на личности погребённых, на них не было – просто холм и всё. Правда, сам курган обносили камнями.
Погостом называлась церковь с участком для могил. Именно на них со временем стали хоронить в России. Как таковых кладбищ не было даже в Москве – усопшие находили покой или возле приходских церквей, или на территории монастырей.
Первое кладбище, понятное современному человеку, появилось в Москве только в конце семнадцатого века, на нём хоронили исключительно иностранцев, проживающих в России, а их тогда было уже немало. Со своим мастерством, востребованном в московском государстве, они принесли и свои погребальные традиции.
Первое городское кладбище появилось в Петербурге в 1710-м году при церкви Святого Сампсония на Выборгской стороне, буквально на окраине города. Оно было православным, а чуть дальше от него было устроено немецкое – для иноверцев. На Сампсониевском кладбище были похоронены знатные вельможи петровского времени, а на немецком –строители Петербурга, среди которых знаменитые архитекторы Трезини, Микетти, отец и сын Растрелли, а также первые академики Блументрост, Гольдбах и Байер.
Незадолго до своей смерти Пётр Первый запретил захоронения в черте города незнатных лиц. Вызвано это было тем, что погосты, которые были у многочисленных церквей, были «перенаселены». Что не удивительно – при строительстве новой столицы люди умирали тысячами. По его указу хоронить стали исключительно за чертой города. На сегодня самым известным сохранившимся кладбищем тех лет является Александро-Невская лавра.
После эпидемии чумы в 1771-м году Сенат запретил захоронения в черте города уже и в Москве. По указу Екатерины Второй были созданы специальные кладбища – Ваганьковское, Миусское и Пятницкое. Тогда же в бывшей русской столице появляются кладбища, основанные отдельными национальными общинами – Армянское, Еврейское и Татарское. Хоронили там исключительно купцов и ремесленников.