Найти тему

Возвращенный платеж

C проблемами в финансовых операциях за последние 6 месяцев столкнулись, наверное, все, кто имел хоть какое-то отношение к внешнеэкономической деятельности. У Консультационной группы ТИМ как юридического и бухгалтерского аутсорсинга за полгода накопилось несколько десятков кейсов, которые мы помогали разрешить нашим клиентам. Расскажем про один из них.

В апреле наш клиент отправил валютный платеж поставщику. Оплата не дошла, валютный платеж «завис» в банке-корреспонденте в Бельгии. Вероятной причиной было то, что банк плательщика был включен в санкционные списки ЕС (уже после отправки платежа).

Первое действие, необходимое в таких случаях, – это розыск платежа через банк-отправитель (т.н. gpi трекинг). Это платная услуга, за которую снимает комиссию банк-отправитель, но без этого дальше двигаться нельзя.

Получив информацию о трекинге платежа, мы обратились в банк получателя в Чехии, поскольку корреспондент был со стороны получателя. К сожалению, получатель не имеет никакого воздействия на подобные ситуации, кроме случаев, когда платеж дошел до банка-получателя и «завис» там.

Для уточнения деталей задержанного платежа мы отправили запрос в Министерство финансов Бельгии как регулятора банковской отрасли. Мы получили ответ, где нам подтвердили, что банк-корреспондент может и должен осуществить возврат неисполненного платежа. К сожалению, конкретные сроки возврата регуляторами не установлены.

Мы напрямую связались с банком-корреспондентом, в котором до сих пор находились денежные средства клиента. Обратную связь от банка удалось получить только по специальной горячей линии по вопросам санкций. Банк сообщил, что все коммуникации по этому вопросу должны идти через банк-отправитель платежа, даже несмотря на то, что он под санкциями. В целом было очевидно, что ни Министерство финансов, ни сам банк-корреспондент не заинтересованы во взаимодействии по возврату денежных средств клиенту.

Банк-отправитель предлагал направить запрос о возврате средств с предоставлением информации о бенефициарах клиента и до последнего уверял, что может получить средства, несмотря на санкции. Мы рекомендовали клиенту перевести валютный контракт на учет в другой банк, не затронутый санкциями. После чего, направили через банк-плательщик подробное письмо с описанием всей сути проблемы и требованием зачислить денежные средства на счет в «новом» банке, указав, что наш клиент – частная российская компания, ни компания, ни кто-либо из ее руководителей не находятся под какими-либо санкциями, а удержание денежных средств является неосновательным обогащением и нарушает право частной собственности. Отдельных усилий потребовало добиться от «санкционного» банка, чтобы он отправил это обращение в банк-корреспондент.

В результате мы смогли доказать, что клиент не должен страдать от санкций, и спустя 3,5 месяца клиент получил назад существенную сумму денежных средств, которую сразу смог использовать для расчетов по валютным контрактам. Если бы средства вернулись в санкционный банк, клиент не смог бы их использовать для расчетов или даже перечислить на другой счет в РФ.

Благодаря упорной и слаженной работе сотрудников отдела правового консультирования и бухгалтерского сопровождения ТИМ мы добились необходимого результата!