«Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Приглашение на мазурку считалось «признанием» в любви и поводом для разговоров. На неё приглашали за несколько дней до начала бала.
«Онегин с Ольгою пошёл;
Ведёт её, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал…
И руку жмёт – и запылал
В её лице самолюбивом
Румянец ярче».
Каждая дама всегда заранее знала с кем танцует. И поэтому, если кавалер, с которым у неё были намёки на отношения, не приглашал её — это означало «разрыв и предательство».
Время, когда танцуют мазурку — это разгар бала. И на протяжении танца происходят мимолётные взгляды, шутки и признания.
Представьте себе: громкая музыка, неловкость, окрыляющее чувство любви; кавалер говорит вам самые желанные слова, и тут, правила танца зовут мужчину менять партнёра. Нетерпения и сомнения овладевают девушкой. Вдруг она ослышалась или неправильно поняла?
А уже после мазурки — следовал ужин, на котором продолжались ухаживания.