Обращаю внимание своих читателей на блестящую книгу, написанную известным в XIX - начале XX века журналистом, литератором, драматургом, искусствоведом и издателем Сергеем Николаевичем Худеко́вым (1837-1928).
Худеков С. Н. Искусство танца: История. Культура. Ритуал / Худеков С. Н. – М.: Эксмо, 2010. – 544 с.: ил. – (Библиотека мирового искусства) (полный текст книги с иллюстрациями в формате pdf).
Отдел документов по искусству библиотеки им. И. Я. Франко (Симферополь) пишет на своей странице iskusstvo_lib:
Эта книга – приглашение к увлекательному путешествию в историю танца как вида искусства, где автор выступает надёжным и квалифицированным проводником.
Книгу представляет писательница Наталия Соломадина:
Несомненно, никому из нас не представляет особого труда пересказать литературное произведение или описать картину, но как пересказать музыку или сказать о танце? Запечатлённые нашей памятью, музыка и танец труднее всего поддаются точному воспроизведению..., и как невообразимо сложно говорить об истории танца! В чем она? Что оставил танец после себя, когда и его исполнители, и его зрители давно покинули подмостки и места в партере? Как нам, живущим в XXI веке, приподнять завесу над древностью? И почему нас привлекает давно исполненный танец, и почему мы хотим понять его язык? Возможно, эти вопросы ставил перед собой русский дворянин, юрист, участник Крымской войны, литератор, редактор «Петербургской газеты», землевладелец Сергей Николаевич Худеков.
Далее Н. Соломадина рассказывает:
Жизнь Сергея Николаевича подобна увлекательному либретто, исполненному в Петербурге, в маленьком селе Ерлино Рязанской губернии, в Сочи. И везде — аншлаг, восхищение публики и неустанный кропотливый труд мастера.
Окончив гимназию, С. Н. Худеков поступает на юридический факультет Московского университета, затем — служба в действующей армии и участие в Крымской войне (1854—1856). При этом молодой майор постоянно пишет. Его военные эссе, подписанные псевдонимами «Жало» и «Жорж», печатаются в различных периодических изданиях: «Досуг и дело», «Голос», «Петербургский листок» и др. В 29-летнем возрасте Сергей Николаевич решается на, казалось бы, безнадёжное дело: прямо с бала, на глазах у изумлённого и строгого отца, он похищает свою возлюбленную Надежду Алексеевну Страхову (1846—1918). Сестра Надежды Алексеевны вспоминала, что похищение произошло «в то время, как отец, ненавидевший её избранника, особенно зорко наблюдал за ней». В семье поручика А. Ф. Страхова никогда не было ни книг, ни газет, и по иронии судьбы его дочери стали писательницами.
Жизнь молодых супругов нельзя назвать тягостной. Возможно, именно взаимная любовь к авантюрным предприятиям, сочетавшаяся с трезвым расчётом, привела к тому, что уже через несколько лет Худековы были владельцами и издателями «Петербургской газеты» (выходила до 1917 г.). Надежда Алексеевна стала работать в газете как переводчица романов, а позже, разделив ещё одно увлечение своего супруга, «стала писать рецензии о театре и изредка печатала собственные маленькие рассказы».
Постоянно увеличивающийся тираж и популярность издания объяснялась многими причинами, среди которых – подбор настоящих профессионалов и воспитание собственных сотрудников, приглашение к участию русских писателей (В. И. Немировича-Данченко, Н. С. Лескова, А. Н. Плещеева и др.), выпуск еженедельного иллюстрированного бесплатного приложения «Наше время» и т. д., и т. д. Правда, мало кто из печатающихся авторов «Петербургской газеты» знал, что начинающему издателю пришлось однажды заложить семейные подушки, чтобы выручить деньги для покупки бумаги. В 1885 г. в «Петербургской газете» дебютировал как писатель друг Худековых, Антон Павлович Чехов, с рассказом «Последняя могиканка». О своём знакомстве с издателем Антон Павлович в письме брату с восторгом писал: «Был я в Питере, познакомился с редакцией “Петербургской газеты”, где был принят, как шах Персидский».
И одновременно с этой деятельностью С. Н. Худеков приобретает имение и большой парк у села Ерлино Рязанской губернии и занимается, по выражению одного из его современников, Арнольда Регеля, «изящным садоводством». Стоит ли говорить о том, что предприятие парк и усадьба Ерлино были обречены на успех? Рачительный хозяин не только знал, как разбивать художественные фруктовые сады, но и обладал эстетическим вкусом и прекрасной интуицией садовода-профессионала. Через несколько лет С. Н. Худеков повторит опыт Ерлино в Сочи: сегодняшний сочинский дендрарий – детище, рождённое С. Н. Худековым. Казалось бы, жизнь можно назвать не только успешной, но и полной: любящая семья, приносящие постоянный доход и моральное удовлетворение предприятия... Что же ещё можно вместить во временную канву одного человеческого мира? Ко всему, что уже было сказано, С. Н. Худеков был страстным поклонником балета! Многие находили, что Сергей Николаевич даже похож на прославленного балетмейстера Мариуса Петипа, с которым дружил долгие годы, страстно споря о балетных постановках, либретто, исполнении той или иной партии мастерами сцены.
К мнению Худекова нельзя было не прислушаться по той причине, что изучением истории балета и танца Сергей Николаевич занимался большую часть своей жизни. Его восхищение танцами не знало предела, но Сергею Николаевичу свойствен не только восторг: в течение нескольких лет он сумел собрать, записать, систематизировать всё, что было известно о танце с древности до начала XX в. Число документов, фотографий, зарисовок известных выступлений, хранящихся в разных частных коллекциях мира, собранные С. Н. Худековым, насчитывало 15 тысяч. Мнением Худекова нельзя было пренебречь потому, что «Петербургская газета» не обходила ни одно выступление на подмостках своим вниманием, и её авторитетная критика так или иначе влияла на мнение публики. Поэтому нельзя было пройти мимо оценки «генеральши от Терпсихоры» (так издатель называл Матильду Кшесинскую) или не посетовать вместе с автором о сценической судьбе Агриппины Вагановой: «Наконец её повысили в балерины, но это было уже поздно. Неумолимое время брало своё, и как бы блистательно ни танцевала Ваганова, но невольно должна была преклониться перед Сатурном и сказать: “Уступаю место более молодым”»; нельзя и пренебречь мнением знатока балета по поводу новаций Михаила Фокина: «Заслуга Фокина в технике танца заключается в том, что он обратил внимание на “port de bras” и на корпус и восстановил эту античную гармонию частей человеческого тела, которые прежними балетмейстерами, увлекавшимися сверх меры техникой, были принесены в жертву ногам...»
Сергей Николаевич мечтал выпустить обширную «Историю танцев всех времён и народов» и, работая над осуществлением этого замысла, автор подготовил и издал в 1914-1916 гг. три тома «Истории танца». Четвёртый том, посвящённый истории русского танца, почти полностью был уничтожен пожаром в типографии в 1917 г. Переживая страшные времена после погрома усадьбы в Ерлино, учинённого крестьянами в ноябре 1917 г., Худеков обращался к разрушителям: «Не громите имение, всё это ваше. Ничего не ломайте, вы так не построите. Всё это ваше, я ничего с собой не возьму». Он действительно ничего не взял с собой, а оставил тем, кто с благоговением впервые вступает на сценические подмостки; или входит в непревзойдённый сочинский дендрарий, встречая среди обилия редких деревьев скульптуру «Танцовщица», заказанную Худековым; или прикасается к редким фотографическим документам истории танца, собранным Сергеем Николаевичем по всему миру. После событий 1917 года С. Н. Худеков прожил ещё одиннадцать лет и в течение всего времени оставался верен своему принципу твёрдо держаться «исторически сложившихся основ русской жизни и тех незыблемых устоев, которые создали крепость и мощь нашей дорогой родины».
Настоящее иллюстрированное издание представляет современному читателю не только прекрасно, остроумно и легко написанный текст С. Н. Худекова, но и собранный им документальный материал: фотографии, рисунки, восстановленные современными художниками и авторами данного проекта».
История танца глазами С. Н. Худекова – искусство, заключающее в себе «светлое отражение каждой данной эпохи и имеющее резко отличающиеся друг от друга характерные особенности, которые у каждого народа создавались самостоятельно в крайне разнообразных фигурах и образах». Начиная со времён храмовых ритуалов Древнего Египта, Вавилона, Китая, проникая вслед за ритмичностью античных традиций, погружаясь в средневековые пляски Св. Витта, стремительно взлетая в Возрождение и развивая танцевальные фуэте Нового времени, танец писал свою историю человечества – историю, не знающую войн, насилия, разрушения; историю непревзойдённой пластики, которую блестяще воспроизвел С. Н. Худеков и подарил своим читателям.
#история танца #сергей худеков #наталия соломадина #танец как искусство #искусство танца