Найти тему

Охота на фельдмаршала. Советские ВВС против Эриха фон Манштейна.

Оглавление
Я -"Як"-истребитель, мотор мой звенит и небо- моя обитель.. Раскрашено.
Я -"Як"-истребитель, мотор мой звенит и небо- моя обитель.. Раскрашено.

Во время своей командировки в Крым, будущий фельдмаршал Эрих фон Манштейн дважды был на волосок от гибели.
Но ему не повезло, он выжил и застал гибель Третьего рейха, как и ранее - гибель Германской империи в 1918 году.
Вот о крымских эпизодах и пойдет речь в данной статье.

Эпизод первый. Морская прогулка


В начале июня 1942 командующий 11-й армией Эрих фон Манштейн отправился с инспекцией на торпедном катере.
Уже после войны, отсидев в тюрьме, он в своих мемуарах напишет:
"...я с целью ознакомления с местностью совершил поездку вдоль южного берега до Балаклавы на итальянском торпедном катере, который был единственным судном нашего флота...
На обратном пути у самой Ялты произошло несчастье. Вдруг вокруг нас засвистели, затрещали, защелкали пули и снаряды: на наш катер обрушились два истребителя....
За несколько секунд из 16 человек, находившихся на борту, 7 было убито и ранено. Катер загорелся; это было крайне опасно, так как могли взорваться торпеды, расположенные по бортам...
Мой адъютант прыгнул в воду, доплыл, несмотря на мины, до берега, задержал там грузовик, домчался на нем до Ялты, вызвал оттуда хорватскую моторную лодку, которая и отбуксировала нас в порт."

Что здесь не так?
22 мая 1942 года в Форос по суше прибыла колонна итальянских торпедных катеров, всего 15 штук, 10 больших и 5 малых.

Самый большой на Черном море итальянский катер типа MAS, водоизмещением всего 28 тонн. И как  здесь разместится 16 человек? А ведь фельдмаршал не привык ездить в автобусе в часы пик.
Самый большой на Черном море итальянский катер типа MAS, водоизмещением всего 28 тонн. И как здесь разместится 16 человек? А ведь фельдмаршал не привык ездить в автобусе в часы пик.

Как пишет В.Боргезе, по прибытии: "Возникли небольшие трения с местным немецким командованием, которые Ленци (командир итальянской клолнны) удалось быстро уладить."
Видимо уладили не все проблемы и поэтому уже 31 мая к итальянцам с инспекцией прибыл сам Манштейн. По результатам инспекции он точно знал, что на Черном море итальянский катер далеко не одинок.
Но Манштейна, с детства воспитанного в прусской военно-кастовой среде, крайне раздражала зависимость от каких-то итальяшек, которые еще и что-то смеют требовать.
И вот, в начале июня в Ялту прибывает первый немецкий торпедный катер S-26 "шнелльбот" (вспомним оговорку Манштейна -"....
который был единственным судном нашего флота..."). Поэтому немецкий главнокомандующий, пригласив и итальянцев, отправился на морскую прогулку, чтобы утереть нос своему итальянскому союзнику .
Ведь немецкие торпедные катера были значительно крупнее итальянских - их водоизмещение составляло аж 100 тонн против 28 тонн у "итальянца", своего рода "мерседес" на фоне малолитражного "фиата".
Манштейн пишет, что его сопровождали: адъютант, начальник порта в Ялте и личный шофер(!) и это только те, кого он упоминает, а всего на катере могло быть 16 пассажиров (
"... из 16 человек находившихся на борту..."). Такое количество просто бы не поместилось в итальянской малолитражке.

Немецкий торпедный катер типа "S". Кликабельно.
Немецкий торпедный катер типа "S". Кликабельно.

Не исключено, что часть экипажа катера оставили на берегу, чтобы разместить всех пассажиров, а так же убрали запасные торпеды с палубы, ведь планировалась только морская прогулка у себя в глубоком тылу.
Сокращенный экипаж, занятый обслуживанием пассажиров, просто прозевал воздушное нападение.

А теперь взглянем на произошедшее с советской стороны.

Летчик-истребитель, Герой Советского Союза, Авдеев М.В. За время войны совершил более 500 боевых вылетов, провёл 141 воздушный бой, сбив лично 12 самолётов противника и 6 в группе.
Летчик-истребитель, Герой Советского Союза, Авдеев М.В. За время войны совершил более 500 боевых вылетов, провёл 141 воздушный бой, сбив лично 12 самолётов противника и 6 в группе.

В начале июня 1942 года старший лейтенант Авдеев М.В. из 3-й ОАГ ВВС ЧФ (г. Севастополь) накануне немецкого штурма города получает задание:
".... Разведать дорогу на Ялту. Добытые вами сведения будут иметь чрезвычайное значение для оценки командованием общей обстановки. Поэтому в бой вступать категорически воспрещается. От возможных стычек уклоняться. Закончив разведку, немедленно возвращаться на свой аэродром".
Благополучно проведя разведку, Авдеев со своим ведомым (оба на самолетах Як-1) на обратном пути в районе Ялты замечают:
"... я вдруг отчетливо увидел на синеве моря белые буруны катера.
Он шел с большой скоростью. Насколько я знал, таких судов немцы здесь не имели. Значит - штабной!.."

Так как условия были идеальны для внезапной атаки, Авдеев решил рискнуть:

"Что делать? Еще минута, и на катере нас заметят. "А, была, не была!".
Оглянулся. Посмотрел влево и вправо. Небо чистое. Вражеских самолетов не видно...
Я перевел самолет в пике, поймал в прицел катер и нажал гашетки.
Белый настил катера окрасился кровью. Метнулись и рухнули на палубу темные фигурки. Щепа брызнула обломками по волнам. Выходя из пике, обернулся: пушка и пулеметы ведомого били точно по цели.
Повторяем заход. Катер густо задымил. Кажется, это конец!
Снова ложимся на курс.
Если бы я знал тогда!..
(из воспоминаний Авдеева "У самого Черного моря").

Разбор полетов

Так как Манштейн умолчал в своих воспоминаниях, что за истребители атаковали его катер, родилась версия, что это были самолеты союзных хорватов из 15.(Kroat)/JG52, которые только что прибыли в Крым и еще не полностью представляли себе обстановку. Поэтому, мол, было решено не выносить сор из избы.
Но Манштейн писал воспоминания через 10 лет после войны, когда Хорватия входила в состав социалистической Югославии, чего тут скрывать?
Тем более, Манштейн в своих воспоминаниях очень кручинится по поводу гибели личного шофера и это через 10 лет! А там в Крыму, он бы хорватов не пощадил.
Да, 3 июня хорватские самолеты атаковали итальянский катер MAS-571 и у итальянцев были потери -двое убитых и трое раненых. Но сам катер пострадал незначительно и уже 18 июня отметился атакой советского конвоя, а выходы в море начал, может быть, еще раньше.
А ведь Манштей пишет:
Катер загорелся; это было крайне опасно...(у Авдеева - Катер густо задымил, т.е горела солярка, а не высокооктановый авиационный бензин)
... вызвал оттуда хорватскую моторную лодку, которая и отбуксировала нас в порт.
Таким образом на катере начался серьезный пожар и он лишился хода.
А ведь небольшой деревянный итальянский катер был бензиновым, в отличие от дизельного "немца", который и по своим размерам мог гореть гораздо дольше.
Но итальянец уже через 15 дней участвует в бою, а немецкий S-26, прибыв из Германии 1 июня и не совершив ни одного боевого выхода, вдруг отправляется в ремонт аж до августа 1942 года.

Таким образом представляется, что пара Авдеева, закончив разведку в районе Ялты, в глубоком немецком тылу, разворачивается на Севастополь недалеко от берега и замечает корабль, подобных которому на Черном море до этого просто не было. Его торпедные аппараты спрятаны в носовой надстройке и не видны, в отличие от открыто расположенных торпед у итальянцев. Поэтому Авдеев принимает его за штабной и не взирая на прямой запрет, атакует "жирную" цель. Советские летчики в 60 км от Севастополя и их главное оружие - добытая информация, поэтому они совершают только два стремительных захода и уходят. Ведь может на немецких аэродромах уже взлетела красная ракета и "мессеры" выруливают на старт.
Манштейну повезло.

А может, он просто был вместе с капитаном в рубке катера, которая у немцев была бронирована.
К стати, немцы о повреждении S-26 пишут по разному - это пожар двигателя запасной торпеды или это пожар в машинном отделении, что совпадает с мемуаром Манштейна: "Катер загорелся; это было крайне опасно, так как могли взорваться торпеды, расположенные по бортам...".
Правда, район происшествия указан другой, но Манштейну нужно было скрыть от командования это ЧП в самый канун наступления (командарм развлекается и ставит под удар исход операции).

Эпизод второй. Торжественное бомбометание в Ливадии

Бомбардировщики Пе-2. Летят с подарками.
Бомбардировщики Пе-2. Летят с подарками.

По поводу присвоения очередного воинского звания, Эрих фон Манштейн организует торжественный прием в Ливадийском дворце.
Но он и не подозревает, что в это время 15-ти летний Михаил Стремский колет дрова у учительницы немецкого языка, фольксдойче Эльзы Гансовны.
И от нее Михаил узнает, что на час дня 6 июля 1942 года назначено торжество с парадом.
Поэтому поздравить Манштейна прилетают шесть советских бомбардировщиков.
Но так как из-за недостатка времени мероприятие организовали в спешке, штурман на ведущем самолете спутал Ливадийский дворец с соседним зданием и бомбы упали в парк, забитый приглашенными, а не на террасу дворца, где в это время находился вновь испеченный фельдмаршал.
Манштейну опять повезло.
Манштейна, видимо из-за великопрусского презрения к окружающим, недолюбливали и свои, и союзники.
Вот что написал немецкий военврач Петер Бамм:
"...В один прекрасный день русские самолеты на бреющем полете атаковали террасу замка, на которой командующий немецкими войсками в Крыму давал торжественный обед для своих подчиненных, которых он только что наградил рыцарскими крестами.
На следующий день весь Крым задыхался от хохота, слушая истории о том, с какой скоростью эти герои ныряли под столы и прятались в подвалах"
.
Более подробную информацию приводит командир румынских горных стрелков генерал Георге Манолиу, присутствовавший на приеме:
"...И тут земля затряслась, раздался грохот. Бомбы! Нас бомбили русские! Прямо передо мной промчался человек, растолкал официантов и хотел нырнуть в подвал, но споткнулся. Пришлось ему добираться до подвала на четвереньках. Этим человеком был командующий армией фельдмаршал фон Манштейн. Перед тем, как фельдмаршал сумел всё же спрятаться, кто-то умудрился пролить ему на спину целый графин красного вина. Когда налёт кончился, фон Манштейн потребовал, чтобы его немедленно осмотрели санитары, так как подозревал, что был ранен в спину..."

Видео для атмосферы

Пишите комменты, ставьте лайки и подписывайтесь на канал