Очень много было уже разными людьми сказано о том, что боль — неизбежная составляющая развития. Никто и никак не может ее отменить, потому что она продиктована кучей законов мира, начиная от законов существования физического тела и заканчивая фундаментальными конструкциями мироздания.
Если про тело — не будет ноцицепции, не будет и никакой его саморегуляции, не станет сигналов об опасности и вытекающих из нее самосохраняющих стратегий, проще говоря, тело не сможет выжить без боли, и даже на уровне простейших организмов никакого опыта без боли не зафиксируется.
Если же говорить о фундаменте мироустройства, то без боли невозможна динамика. Все та же пресловутая диалектика: ничего в этом мире не работает без полярностей, они — основа движения, а нет движения — нет и жизни.
Все, что мы можем, по идее — свести колебания к минимуму. То есть, сделать амплитуду собственного движения минимальной. Но тем самым мы лишим себя и позитивных ощущений тоже. Нет желания отклоняться по шкале боли на 10 пунктов? Ок, тогда и радости тоже будет… На троечку.
Для меня все рассказы о достижении живым существом абсолютного нуля бессмысленны, ибо что не колеблется — мертво, а любое сознание и вообще любое живое так или иначе колеблется, поэтому хоть миллиметровое отклонение от нуля в любом живом будет присутствовать, даже если живое решило само прийти в точку 0. Но пока оно живет, никакого нуля не существует…
Баланс для меня, однако, совсем не в сведении колебаний к нулю. Скорее в ином восприятии боли.
Дело вот в чем: нередко, когда человек проживает острую боль, она для него тотальна. Говоря человеческим языком — ему кажется, что она никогда не кончится, практически каждый раз она может ощущаться как особо трудная, и можно иной раз услышать «ну вот ТАК мне еще не было никогда больно»…
Хотя по факту могло быть и хуже. Просто человек смотрит на боль изнутри, погружается в нее всем существом и каждый раз она как будто прерывает его поток жизни — жизнь в этот момент останавливается, перестает течь, из этой точки даже могут возникнуть мысли о прерывании самой жизни.
Есть такой взгляд на боль, который не изнутри, а снаружи. Снаружи всей конструкции.
Если представить себе жизнь как синусоиду (как раз отражает постоянные колебания), то боль характеризуется лишь длиной волны. Есть волна позитивного ощущения, а есть волна негативного ощущения. Если смотреть на эту конструкцию сверху, то можно увидеть свою длину волны боли и понять, где она в перспективе заканчивается. Сама боль от этого технически не уменьшается, но сильно меняется ее восприятие. Она перестает быть тотальной, она становится лишь частью потока жизни, лишь конкретной волной, за которой идет следующее колебание.
И тогда она перестает быть «неправильной», «несправедливой», исчезают «так не должно быть» и «за что». Из той точки понятно, почему, для чего, к чему все это ведет и как вписано в общую логику твоего пути, твоего развития.
А главное, в этой боли при таком взгляде всегда видна следующая ступень.
Ничто в этом мире не тотально, кроме самого вечного потока жизни. А в потоке всегда, на любом уровне — плотном, тонком, при любом уровне развития — будут колебания, и останется лишь смотреть на свою, индивидуальную на данном уровне длину волны и ее амплитуду, и продолжать строить свой ритм движения, в котором боль — лишь одна из неизбежных сил вечного вселенского движка…
Автор: Антон Несвитский
Оригинал: https://glubina.space/o-boli-i-dline-volny/