Сразу после скандального «Гражданина Кейна», который вызвал бурю как положительных, так и отрицательных отзывов, Орсон Уэллс берется за съемки следующего фильма «Великолепные Эмберсоны» - картины, показывающую постепенную деградацию богатой американской семьи.
На рубеже XIX-XX веков в человеческий мир врываются машины. Технический прогресс не остановим. Он не только делает жизнь комфортнее, но и ломает судьбы тех, кто не может к нему приспособиться. Один из главных героев фильма, Джордж Эмберсон-младший, несмотря на свою молодость, презрительно смотрит на новые веяния. Но и к прошлому он относится легкомысленно. Воспитанный среди роскоши, он рассчитывает, что его высокий социальный статус сам по себе даст ему возможность и право вести праздный образ жизни. Но стремительно меняющийся мир перемалывает таких как он — самоуверенных, но пустых.
Этот сопляк над нами издевается
В начале 1940-х Уэллс уже считается чуть ли не гением кино. Новаторские приемы съемок в «Гражданине Кейне» взбудоражили мир кинематографа. Уэллс, будучи талантливым дилетантом, шел против всяких правил.
В фильмах 20–30х годов редко можно увидеть обычный потолок помещения — в съемочных павильонах на потолках крепились осветительные приборы и электрические провода. Уэллс делает все наоборот. Он берет широкоугольный объектив и снимает сцену максимально широко.
Там, где было принято раскадровывать сцену диалога с помощью крупных планов, Уэллс снимает всю сцену без монтажных склеек, используя внутрикадровый монтаж.
Показательный пример — сцена длительного любовного объяснения в коляске. Обычно для таких сцен использовали комбинированные съемки. В старых, черно-белых фильмах мы все это видели много раз — сначала снимается пейзаж, задник, затем на его фоне — актеры в студии. Проблем с этим было много и даже наш непрофессиональный зрительский взгляд их способен заметить — несовпадение резкостей обоих планов, странное кадрирование задника и, особенно, различия в освещенности. Уэллс идет другим путем. Ради одной этой сцены он выстраивает на территории студии декорации целой улицы, снимает все на натуре, а затем, словно в насмешку над своими коллегами, еще и позволяет камере в конце сцены сделать отъезд.
Мир кино в шоке и негодовании. Коллеги готовы растерзать Уэллса. Они считают, что «молодой» просто выпендривается и эпатирует их.
Своеобразным для того времени у Уэллса был и подход к актерской игре. В одной их финальных сцен актриса Агнес Мурхед, для которой эта роль была дебютной в кино, должна была сыграть истерику отчаяния — ее героиня понимает, что семья осталась без гроша. Мурхед готовила эту сцену самостоятельно, но, когда пришла на съемочную площадку, начались типичные уэллсовские штучки. Сначала он заставил ее играть роль сумасшедшей, затем так, словно она — маленькая девочка, после этого — с стиле сильно пьяной женщины, следующий дубль — как будто у нее отключились мозги. И так двенадцать раз. Наконец, после всех этих «репетиций», Уэллс произнес: «А теперь просто играй».
Он никогда не говорил, что хочет конкретно; он всегда направлял актера каким-то странным образом и вы начинали думать: «Что он несет?» Но если вы начинали доверяли ему и отдавали роль в его руки, он делал с ней нечто, что вы бы никогда не смогли сделать с ней сами. Он был самым захватывающим режиссером, которого только можно себе представить.
Агнес Мурхед
Проблемы в фильме и за ним
Сюжет фильма не ограничивается проблемой отношений человека с миром машин. Одна из главных тем картины — личные отношения между героями и тема проявления благородства в условиях отчаяния. Молодой изобретатель Юджин Морган влюблен в Изабел Эмберсон и эта любовь взаимна. Но Изабел замужем. Когда умирает ее муж, казалось бы, ничто не может помешать двум любящим людям быть вместе. Но в дело вмешивается сын Изабел, который не желает допустить этого союза. Презирая все новое, высокомерно относясь к Юджину и его изобретениям, он сам становится человеком-машиной. Ради ложных амбиций он жертвует счастьем своей матери.
Стоит отметить еще дну важную деталь. «Великолепные Эмберсоны» - фильм сильно порезанный продюсерами. После окончания съемок, когда Уэллс уже занимался монтажем, режиссер получил неожиданный правительственный заказ и был вынужден отправиться в Южную Америку для съемок документального фильма. Пока Уэллс снимал бразильский карнавал и местных шаманов, на студии RKO, где снималась картина, произошла смена руководства. Новое начальство не захотела дожидаться возвращения Уэллса, сильно сократило фильм, вырезало около часа экранного времени и полностью изменила концовку.
Уэллс пытался бороться, но у него не было возможностей повлиять на решение новых продюсеров.
«Они предали меня и не дали ни одного шанса. Все, что я мог предпринять — это посылать телеграммы из Южной Америки. Я был заложником политического заказа и не мог просто взять и улететь из Бразилии. И не мог доделать собственный фильм»
Орсон Уэллс
Шаманы шуток не понимают
На съемки в Бразилии правительство США выделило Уэллсу миллион долларов. Через полмира были перевезены тонны кинооборудования и сотни рабочих рук. Уэллс вместе с операторами работал без сценария, без четкого понимания, каким должен быть конечный результат. После съемок бразильского карнавала он решил, что ему нужны кадры местных шаманов. Сначала те наотрез отказались позировать перед камерами, но Уэллсу удалось получить согласие. Он заплатил колдунам солидные деньги, те уже успели потратить их для подготовки к съемкам и в этот момент из США пришло известие о том, что нужно сворачиваться.
Уэллс сообщил об этом главному шаману. Разговор проходил в офисе режиссера. В середине общения Уэллс отошел для телефонного разговора, а когда вернулся, в сценарий на его столе была вонзена длинная стальная игла, которая, пробив рукопись насквозь, воткнулась в стол. К игле была прикреплена красная шерстяная нитка. Это был знак вуду.
Потрепанный, но не побежденный
Но даже несмотря на то, что «Великолепные Эмберсоны» появились на свет искромсанными, урезанными, с концовкой, с которой не мог смириться создатель фильма, - они, тем не менее, остаются великолепными. Атмосфера картины чем-то напоминает гениальный роман Томаса Манна «Будденброки».
В последствии Уэллс делал попытки переснять концовку, но из этой идеи ничего не вышло. Пропали и все негативы. Тем не менее, «Великолепные Эмберсоны» даже в таком виде навсегда вошли в золотую коллекцию лучших фильмов в истории кинематографа.
#орсонуэллc #кино #голливуд