Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Коротко о том, что мы знаем об инквизиции

Господа и дамы, сеньоры и сеньориты, а не поговорить ли нам сегодня об инквизиции? Пробежавшись по обширнейшим архивам Кота, я не нашел ничего такого, что могло бы рассказать нам о данной достопочтенной организации, перед достойнейшими представителями которой на протяжении многих столетий трепетали сильные и не очень сильные (короче, все очковали) мира сего. А кто же это такие были? Спроси вот у обычного прохожего, того, что пасты на Коте не читает, он тебе и скажет: это, мол, были такие злыдни, которые людей заживо жгли за то, что они отказывались признавать, что Солнце вращается вокруг Земли. Эт я малость утрирую, конечно, но - тем не менее. Поэтому давайте немного заполним пробел в знаниях.

В общем, друзья, с того момента, как христианская церковь стала представлять из себя какую-то значимую силу, прошло много времени. Однако к IV веку нашей эры период младенчества пройден, сложилась вполне себе определенная церковная организация, во главе которой стали епископы. Самым главным епископом постепенно стал Римский Папа. Основной формой церковного общения были Вселенские соборы. Наиболее авторитетные епископы и патриархи съезжались и почти мирно (драки не в счет!) решали основные теологические и другие важные вопросы. Вроде как тишь и гладь, ан нет. Всегда есть те, кто идет поперек генеральной линии партии церкви. Вот именно такие поперечные идеи и стали именовать ересями, а тех, кто такие идеи пытался двигать в народные массы - ересиархами.

 Облачение священников
Облачение священников

Еретических течений в истории христианской церкви гигантское количество. Их классификация также велика и разнообразна, о некоторых, особенно тех, что были в самом начале, кроме названий и не осталось ничего. А имеются и те, что оставили в умах своих современников весомый след: арианство, манихейство, катары, вальденсы и еще фигова туча чуваков, пытающихся занять место христианской церкви в государственной жизни и отхватить доходов. Вот, например, арианская ересь была господствующим христианским течением на территории Германских государств вплоть до VII века нашей эры. И это несмотря на ее полное осуждение на Первом Вселенском соборе в 325 году.

В общем, отклонения от генеральной линии нигде не приветствуются, поэтому церковный аппарат и порешал, что с ересями нужно бороться, и делать это будут епископы - каждый на территории своего епископата. Начался первый этап инквизиции – епископальный. Длился он с IV по XIII века. Теоретические основы инквизиции заложены одним из величайших теологов христианства – блаженным Августином. Взгляды которого, поначалу весьма мягкие и предполагающие в отношении еретиков уговоры и проповеди, к концу жизни радикально изменились, и для того, чтобы вернуть заблудшую душу в лоно церкви насилие не просто допустимо, а необходимо. Все средства хороши для достижения Царствия Небесного для каждого потенциального верующего.

Основные формы и методы дознания сложностью не отличались. Поймали еретика. Вопрос ему: раскаиваешься? Если да, то наказание типа епитимьи, штрафа, конфискации либо публичной порки и свободен. Если нет, то пытать до отказа в заблуждениях. Ежели упорствует, то пожалуйте на костер. Епископская инквизиция не заморачивалась с такими вещами как: квалификация, запрет многократных пыток, врачебная помощь и все такое.

Время было своеобразное, еретики вообще не прятались, плодились и размножались. Епископы с еретиками вроде как и боролись. Вот даже король французский Роберт, правивший прям на рубеже тысячелетий, обнаружил еретиков прям при своем дворе. А возглавил эту шайку, пригретую у него на груди, никто иной, как личный духовник королевы. Роберт, конечно, возмутился, как в святая святых проникло такое чудовище. Ну, чтоб все было по нормальному, и ему не предъявили, что "беспредел творит", король собрал в Орлеане поместный синод, и всех своих еретиков приговорил к сожжению. И сжег заживо десять человек. Они было начали на костре кричать, что раскаиваются, но нет, всех сожгли.

-2

Тот самый Роберт 2 Благочестивый

Однако, чем дальше, тем больше проблем начало возникать. Епископы все меньше и меньше лезли на рожон. Ну кому выгодно на своей земле, которая стабильно приносит тебе десятину и иные виды дохода, устраивать охоту на своих же подданных? Усугублялось все это еще и тем, что как правило большинство церковных иерархов тогда были кто? Абсолютно верно – младшие сыновья тех же баронов, графов и других владетельных чуваков, которым не светила доля в наследстве. Майорат никто не отменял. Вот они и отправлялись пополнять церковные ряды. Только, в отличии от обычной братии, сыновья богатеньких дядь, быстро становились на не рядовые должности в церковной пирамидке. А иногда, на самом деле - очень часто, такие должности просто покупались под нужных людей. И называлось все это симония. Там, конешна, не только должности покупались, но и таинства, но для нас интересна именно продажа должностей. В качестве примеров можно привести итальянские семейства Колонна и Орсини. Кучу кардиналов и даже римских пап стабильно поставляли эти семьи на протяжении длительного времени. В общем, в Риме поняли, что надо что-то менять и причем делать это в пожарном порядке, ибо на горизонте сгустились тучи.

К XIII веку на территории графства Тулузского, это там, где сейчас Южная Франция, а тогда там французами себя никто не считал и даже разговаривали на совершенно другом языке, окситанском langue d’oc, получила распространение ересь катаров или "совершенных". Причем и графы Тулузские, да и тулузские епископы, особого рвения в борьбе с этой ересью не проявляли и все усилия Папы Римского тонули в нормальном таком тулузском болоте. В 1179 году первый крестовый поход против катаров и альбигойцев собрали. Но поход так себе, хиленький. Чет там приехали, кого-то поймали и сожгли, но тут помер Римский папа и всем стало не до похода. А катары пошли себе дальше процветать и начали проповедовать все дальше и дальше.

Но тут, в 1198 году, папскую тиару надел молодой (всего 37 лет) представитель семейства Конти (вот точно такая же семейка, что и уже упоминавшиеся Колонна и Орсини) под именем Иннокентия III. И пошла жара. Папа реально был выдающийся. Молод, великолепно образован, вел деятельную политику по все Европе и за ее пределами. Ну и помимо всего прочего, он отправил в Лангедок пару своих эмиссаров с чрезвычайными правами. Одного из них, некого Петра де Кастельно, отлучившего графа Тулузского от церкви, приближенные графа и убили. Ну дальше - все известно. Симон де Монфор, Альбигойский крестовый поход, разгром Прованса, Тулузы и Лангедока и зарождение нового этапа в истории инквизиции – папского.

-3

Иннокентий № 3

Тогда в Риме поняли, что епископы для борьбы в ересями более не пригодны. Тем более, ересиархи перестают действовать открыто, уходят в подполье, действуют исподтишка. И чтобы их вывести на чистую воду, нужны специальные обученные люди и какие-то методы. В общем, к XV веку папская инквизиция приобрела черты, просуществовавшие достаточно длительное время. А что была еще и какая-то другая, спросите Вы? Да была, испанская, там свои нюансы, о которых позже.

Итак, кто же такие папские инквизиторы, их помощники и иные лица, участвующие в розыске еретиков? Как это делалось и какими методами?

Примерно с 30-х годов XIII века появляется должность папского инквизитора. Кто же это такие? Обычно на эти должности Римским Папой назначались доминиканские или францисканские монахи, в возрасте от 40 лет, обязательно хорошо образованные. Но бывали случаи, когда инквизиторами становились и миряне. Подчинялись они исключительно Папе напрямую, минуя епископов, кардиналов и глав своих орденов. Права у них были практически безграничные: наложить отлучение от церкви на целую область - да легко! Причем снять такое отлучение мог либо сам инквизитор, либо Папа Римский. Вот только до Папы было очень далеко, и не всякий кардинал мог к нему попасть, не говоря уж о простых смертных. Снять с должности инквизитора было практически невозможно. Известен только один достоверный факт, когда инквизитора отстранили от должности. В середине 13 века инквизитор Франции, некий Ле Бур, бывший катар и действующий монах-францисканец, так рьяно боролся с еретиками в свой карман, что был снят с должности и осужден на пожизненное. Никаких начальников, кроме Папы, у инквизиторов не было. Разок попытались ввести должность генерал-инквизитора, назначив на нее одного достойного представителя уже упомянутого семейства Орсини. Да вот беда, Папа, его назначивший, в скором времени скоропостижно скончался, а генерал-инквизитор сам стал Римским понтификом. После такого эту должность быстренько упразднили.

Помимо самого инквизитора, в состав трибунала входил грамотный юрист-кодификатор, в задачу которого входила, соответственно, квалификация еретического преступления. Нотариус, который заверял показания свидетелей и обвиняемых. Помимо этого обязательным условием было наличие специальных понятых. Палач - для проведения пыток, врач - для оказания помощи после пытки. Ну, и по прибытии на место проведения мероприятий, вокруг команды инквизиторов очень быстро формировалась целая толпа доносчиков и тайных агентов, которых называли «родственниками».

-4

Трибунал

Как был организован сам процесс? По прибытии на место, где могли быть еретики, инквизитор заявлялся к местному епископу и предъявлял ему свои полномочия. Назначалась дата торжественной службы, во время которой инквизитор представлялся пастве, читал проповедь, в ходе которой объявлял о своих планах искоренить к ангелам всю ересь в местных жителях. С этой целью объявлялся «срок милосердия», обычно 30 суток, во время которого добрые местные прихожане обязаны настучать добровольно рассказать обо всех еретиках в округе, за что им будут прощены все грехи.

И вот, казалось бы, и прошло-то всего десять дней, а инквизитор уже завален сообщениями (к вопросу о том, кто же написал 4 миллиона доносов). Кстати, сказками о ведьмах католических инквизиторов, без веских доказательств лучше не беспокоить, они в такое не особо верили, по этой теме протестанты специалистами оказались. Итак, получив информацию в отношении какого-то человека его сразу в тюрьму и на костер? А вот и хренушки. Информация от доносчика проверялась и перепроверялась. Не состоит ли доносчик с предполагаемым еретиком во вражде, не имеется ли других, имущественных, наследственных или коммерческих интересов, как в церковь ходит, как с соседями живет. И только после проверки вызывали предполагаемого еретика на допрос. Прекрасно сохранились руководства инквизиторов, там даже к пытке не советуют сразу прибегать, основной упор сделан на допрос. Вот тут инквизиторы очень быстро стали большими специалистами. В рамках маленькой заметки не расскажешь всего, но поверьте, вся современная допросная школа целиком и полностью базируется на основе допросных школ инквизиции. Там и повторные вопросы на одну и ту же тему, и логические ловушки и даже место проведения допроса должно соответствовать определенным требованиям.

И вот, если допрашиваемый упорствует в своих заблуждениях… уже на костер? Или пытать? Ох, какие вы кровожадные! Нет, после этого обвиняемого предупреждали о том, что если он не признается, то его будут пытать. Потом показывали пыточную и инструменты, подробно объясняя, что и как работает. И только после того, как человек упорствовал, к нему применяли пытку. Во время пытки обязательно присутствовал врач, чтоб палач не переусердствовал и не сгубил еретика раньше времени. По закону инквизиторам пытать можно было обвиняемого только один раз. Но хитрые монахи быстро нашли выход, они объявляли пытку не оконченной, а приостановленной. Потом, когда мы вас малость подлечим, мы не заново начнем, а просто продолжим. Ну что, попытали, не признался и на костер? Да нет же. Инквизитор всегда будет пытаться до последнего вернуть заблудшую душу в лоно церкви.

Какие виды пыток использовались для вразумления грешников? Все, не связанные с пролитием крови. Церкви запрещено кровь проливать, все остальное можно. Голодом морили, суставы дробили, водой пытали. Могли посадить на специальный, крайне не удобный стул, приставить к грешнику пару специально обученных людей, называемых «будильниками» и не давать спать. На третьи сутки пытаемые начинали видеть рай. Под пыткой признавались все. Однако не маловажный момент: в инквизиционных трибуналах действовал принцип виновности. То есть чувак, если к тебе пришли инквизиторы, то ты полюбасу виновен.

-5

В общем, ребят, инквизиция смертных приговоров не выносила, упорствующий грешник передавался светским властям, и только они уже определяли человека на "погреться". Лукавство, да. Но именно так все и обстояло. Сколько же всего человек было сожжено за время действия инквизиционных трибуналов? Точного количества, конечно, никто сказать не сможет, однако по некоторым оценкам в период с XIV – XVI века папской инквизицией рассмотрено примерно 70 тысяч дел, на костер отправлено более 1400 человек.

Какие еще наказания применялись к раскаявшимся грешникам. В основном различные виды епитимьи: простой и позорной, ношение специальной одежды или знаков, принудительное направление в поход к святым местам, конфискация имущества, битье розгами и кнутом. Причем наказание могло быть наложено не только на еретика, но и на его семью вплоть до третьего колена. То есть за грехи деда мог расплачиваться внук.

Одно немаловажное замечание: все, что было связано с инквизиционными процессами, было серьезнейшем образом засекречено. У всех участников процесса брались подписки о неразглашении, причем не только у обвиняемых и свидетелей по делу, но и у противоположной стороны тоже. То есть и нотариусы, понятые, палачи и другие лица, под страхом серьезного наказания были обязаны хранить в тайне все, что им становилось известным в ходе следствия. Все дела инквизиции также засекречивались. И поныне ватиканский архив конгрегации Доктрины веры (так теперь именуется инквизиция в католической церкви) является секретным. Вся информация о том, как работала инквизиция у нас из архива испанской Супремы, который открыт, письменных источников основанных на словах тех, кто побывал в гостях у сказки инквизиторов и сумел ножки унести.

В общем ребят, вот так и работала римская католическая церковь с чуваками, которые были не согласны с ее авторитетным мнением. Отдельного упоминания заслуживает испанская инквизиция, там и информации о деятельности побольше, но и отличия вполне себе серьезные. Но о деятельности последователей фра Томазо Торквемады расскажем в следующий раз.

Автор - Валерий Татаринов, #татариновкат