Найти в Дзене

Герои Стратосферы

Оглавление

...

Был в моей жизни случай, лет 10 назад, - работал я тогда в салоне связи. Оформляя карту очередному клиенту, это был молодой парень лет 25, я взял его паспорт и обратил внимание на адрес прописки - г. Воронеж улица Героев Стратосферы. Я слышал об этом событии лишь мельком: начало 20-ого века, отважные люди, поднимающиеся вверх, несмотря на опасность. Крушение, смерть… И данные для науки, предоставленные погибшими людьми. Весьма туманно и расплывчато. Я не знал ни их имён, ни истории. Но, примерно представляя, о ком идёт речь, я сказал вслух о том, что мне понравилось название улицы.

- Да. Только парней жалко…

Ответил мне молодой человек.

Спустя годы, я постарался собрать немного информации о тех, в чью Честь была названа эта улица…

Первые полеты в стратосферу

В конце 19-ого века, Д. Менделеев сделал предположение о возможности изучения стратосферы – слоя атмосферы на высоте от 11 до 50 километров, с помощью герметично закрытой гондолы.

Однако приступить к воплощению этой смелой идеи удалось только спустя несколько десятилетий – в 1930-ом году швейцарский учёный Огюст Пикар проектирует и создает первый стратостат и достигает высоты почти 16 километров.

Стратостаты СССР. Начало.

-2

В Советском Союзе идея покорения стратосферы вызвала немалый энтузиазм и уже в сентябре 30-ого числа 1933 года стратостат «СССР-1» взял высоту 19 км, установив мировой рекорд.

В то же время, команда талантливых инженеров Ленинградского отделения ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) готовили свой стратостат «Осоавиахим-1». Идея создать его появилась еще в 1930 году, однако из-за сложностей с финансированием, работа была закончена только к осени 1933 года. В связи с погодой и похолоданием, было решено отложить полет до весны 1934г.

В беседе с журналистами командир стратостата «СССР-1» Прокофьев сделал революционное заявление, что он и его экипаж готовятся повторить рейд в стратосферу, не дожидаясь наступления тепла, — зимой.

Это вдохновило Павла Федосеенко, осуществить полёт зимой и испытатели стали готовиться к полёту. Несмотря на все усилия членов Осоавиахима, подготовить полёт в 1933 году не удалось, и его вновь перенесли на январь 1934 года.

Экипаж "Осоавиахим-1"

Утром, 30 января 1934г. стратостат «Осоавиахим-1» поднялся в воздух. на борту:

Федосеенко Павел Фёдорович – военный пилот-аэронавт, командир экипажа.

Васенко Андрей Богданович – инженер-аэролог, конструктор стратостатов, член экипажа.

Усыскин Илья Давыдович – физик, член экипажа.

-3

Павел Фёдорович Федосеенко родился 19 апреля (1 мая) 1898 года в городе Острогожске Воронежской губернии (ныне - области).

Первые полёты на воздушных шарах он совершил ещё до Октябрьской Революции, принимая участие в Первой мировой войне.

С 1918 года П.Ф. Федосеенко служил в Рабоче-крестьянской Красной Армии.

В 1919 году он окончил Курсы военных воздухоплавателей.

В Гражданскую войну Павел Фёдорович Федосеенко являлся Командиром звена, а затем - Командиром воздухоплавательного отряда.

В 1920-1925 годах П.Ф. Федосеенко совершил несколько полётов на свободных аэростатах.

Летом 1920 года, вместе с выдающимся учёным в области математики, физики, геофизики, метеорологии и астрономии, профессором Александром Александровичем Фридманом Павел Фёдорович Федосеенко поднимался на рекордную, по тому времени, высоту 7 400 метров, содействуя ему в проведении научных исследований в области физики.

Полёт едва не закончился гибелью аэронавтов.

По достижении максимальной высоты у А.А. Фридмана закончился запас кислорода, и П.Ф. Федосеенко, рискуя собой, передал ему свой кислородный мешок, тем самым спас учёного от неминуемой смерти.

В ноябре 1920 года Павел Фёдорович был участником штурма Перекопа, наступательной операции Южного фронта РККА разработанной под руководством Михаила Васильевича Фрунзе, являвшегося в то время уполномоченным Реввоенсовета на Украине и Командующим Вооружёнными силами Украины и Крыма.

С аэростата П.Ф. Федосеенко корректировал огонь артиллерии Красной Армии, но прежде всего наблюдал за манёврами Кавалерийского корпусагенерала Барбовича.

Именно 4500 клинков конницы Барбовича должны были обеспечить исход дела. П.Ф. Федосеенко находясь в аэростате заметил в какую точку двинулся корпус. По сигналу Федосеенко красноармейцы сделали засаду, выставив на движении Белой конницы 250 пулемётов, вплотную, один к одному. В результате корпус генерала Барбовича был уничтожен в течение 20-ти минут.

Став непосредственным участником этих событий, Павел Фёдорович впоследствии предпочитал не вспоминать о том кровавом бое.

Постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК), За храбрость и мужество, проявленные во время штурма Перекопа, пилот аэростата, наблюдатель, член РКП(б) Федосеенко Павел Фёдорович был награждён орденом Красного Знамени.

-4

Андрей Богданович Васенко родился 15 декабря (28 декабря) 1899 года в городе Санкт-Петербурге в семье преподавателя Института путей сообщения Васенко Богдана Петровича и домохозяйки, бывшей учительницы французского языка Васенко Софьи Эмильевны.

Андрей Васенко рос подвижным развитым и любознательным ребёнком.

На его детство повлияла Русско-Японская война 1904-1905 годов, и то, что близким родственником матери являлся капитан 1-го ранга Всеволод Фёдорович Руднев - служивший на легендарном крейсере "Варяг".

Проявляя тягу к знаниям и упорным занятиям, осенью 1908 года Андрей Васенко был принят сразу на старшее отделение Царскосельской школы Л.А. Пушкаревой-Мальцевой.

В школе, которая считалась приготовительной, давали уроки немецкого языка, французским занималась с Андреем сама мать - бывшая учительница французского языка.

Успехи были настолько хороши, что уже 19 августа 1910 года, отлично сдав вступительные экзамены, Андрей поступил в Императорскую Николаевскую мужскую классическую гимназию, на одно из тех вакантных мест, которые, обычно, в учебных заведениях подобного уровня оставлялись для неимущих, но наиболее одаренных учеников. Решение педагогического совета, утверждённое попечителем учебного округа, не претерпело изменений за всё время учёбы – слишком незаурядны были способности Андрея.

В его ежегодных "Свидетельствах об успехах", как и в самом аттестате можно было увидеть лишь неизменные 5 баллов.

Андрей увлекался также и творческой деятельностью – в 1913-1915гг. выпускал собственный рукописный журнал «Молодое», в нем же писал свои первые стихотворения и пьесы, под псевдонимом «Андрей Атат».

В марте 1918 года А.Б. Васенко с золотой медалью окончил бывшую Императорскую Николаевскую мужскую классическую гимназию, вскоре ставшую Царскосельской мужской гимназией.

Записался добровольцем в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию.

Сначала служил в железнодорожной роте под Петроградом. Затем – был на Дальневосточном фронте. Сюда, за тысячи километров дошли до него вести о том, что в институте открыли новый Факультет воздушных сообщений.

После демобилизации и возвращения домой А.Б. Васенко без экзаменов, как бывший студент института поступил на этот Факультет. Семейный человек, имеющий ребёнка, Андрей Богданович с успехом совмещал учёбу в институте и работу в своей родной гимназии в Детском (бывшем - Царском) селе, ставшей 1-й Детской Трудовой школой I и II ступеней. Здесь он работал учителем природоведения. Работая с детьми не забывал он и своё литературное творчество. Он писал пьесы, сказки для детей, являлся автором сценариев и режиссёром школьных спектаклей.

Будучи увлечённым научными работами Великого теоретика космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского ещё со времён учёбы, он в Царскоселькой гимназии подготовил и успешно защитил свой дипломный проект "Перспективы исследования атмосферы при помощи дирижаблей".

После блестящей защиты дипломного проекта, в 1927 году А.Б. Васенко получил диплом инженера воздушных путей сообщения.

16 марта 1929 года Андрей Богданович Васенко был принят на работу в Павловскую метеорологическую и магнитную обсерваторию, которая в начале 1930-х годов была переименована в Ленинградский Аэрологический институт.

После трагической катастрофы в 1928 году дирижабля Умберто Нобиле "Италия", направляющегося к Северному полюсу, А.Б. Васенко совместно с сотрудниками института аэрофотосъёмки и картографии изучал проблему обследования воздушных судов.

Но главное, что уже завладело всем его существом, захватило целиком – идея создания высотного аэростата, на котором было бы возможно достичь неизведанной стратосферы, обдумывалось вне работы (как это часто и бывает с самым главным). Многочисленные тетради, испещрённые схемами, сложными расчётами, всегда были под рукой - дома.

К концу 1920-х годов был практически готов "бумажный" проект высотного аэростата.

После того как А.Б. Васенко нашёл верного соратника в лице П.Ф. Федосеенко, постройка аэростата в Ленинграде стала делом времени и терпения его создателя.

Талантливый инженер-конструктор и крупный учёный – специалист по аэростатике и аэрологии, А.Б. Васенко уже через месяц после прихода в Ленинградский аэрологический институт получил квалификационную степень научного сотрудника I разряда.

После командировки в Крым осенью 1930 года для работы по исследованию бризов, Андрей Борисович Васенко стал учёным специалистом Аэрологического института, а через 4 месяца – заместителем Директора института.

-5

«Я иногда говорю себе: «Если меня когда-нибудь спросят: „Что ты делал в эпоху первой пятилетки?“ — я отвечу: „Изучал космические лучи“. Знаю, я отлично знаю, что то, над чем я работаю, нужно моей стране, внешне эта работа неэффективная, но когда-нибудь всё окупится. …И я ещё сильней берусь за работу, которая волнует меня безграничными просторами, так что дух захватывает».

    (Из письма Ильи Усыскина).

Илья Давыдович Усыскин родился 13 ноября 1910 в Ярославской губернии в многодетной семье кузнеца. Детство провёл в Пензе, где учился в школе имени В. Г. Белинского, которую окончил в 1926 году в 15 лет.

Илья Усыскин рос тихим, очень увлечённым и сосредоточенным мальчиком.

Любил мастерить, выпиливать, строгать. Илья хорошо рисовал и одно время мечтал быть художником. Кроме того, он увлекался живописью и добился в изобразительном искусстве

немалых успехов. Он всерьёз задумывался о поступлении в художественное училище. Пензенский уезд ВКП(б) даже выдал ему характеристику для поступления в студию Пролеткульта города Москвы.

Увлеченность живописью сменилось другим, не менее страстным увлечением - техникой. Он строил детекторные радиоприёмники собственной конструкции, своими руками изготавливал все детали. Готовые приёмники затем слушали всей семьёй через наушники. Для лесозавода, где затем работал отец, Илья Усыскин соорудил радиоантенну и громкоговоритель, позволивший слушать трансляции из Москвы.

Затем к нему пришёл интерес к изучению философии и политэкономии. Подросток самостоятельно штудировал труды Гегеля, Шопенгауэра, Канта, Спинозы, Фихте, Монтескье, Спенсера, Карла Маркса. Чтобы читать классиков философии и политэкономии в подлинниках, Илья выучил немецкий язык, свободно на нём говорил и читал стихи. Позднее он овладел английским и французским языками.

Илья Усыскин хотел быть и партийным работником, и архитектором-строителем. Однако лишь в пятнадцатилетнем возрасте к Илье пришло понимание своего истинного призвания. Его неудержимо повлекло, как он сам говорил, в неведомую сферу естествознания, в царство первооснов материи, царство тайны и истинности.

Этим царством стала для него физика.

Поступал одновременно в три института, но ни в один из них не был принят по возрасту - ему на тот момент было 15 лет. В 1927 году поступил в Московское высшее техническое училище, затем в 1928 году перевёлся в Ленинградский политехнический институт на физико-механический факультет, и в 1931 году закончил уже образованный Ленинградский физико-механический институт с присвоением квалификации инженера-физика. Ученик академика А. Ф. Иоффе. Аспирантуру закончил досрочно.

С 20 марта 1932 года работает в Ленинградском физико-техническом институте, доцент. Был секретарём комсомольского коллектива образованного комбината институтов. Усовершенствовал камеру Вильсона для изучения космических лучей в стратосфере.

Илья Давидович Усыскин со свойственной ему непосредственностью и восторженностью участвовал в тренировочных и ознакомительных полётах на аэростатах.

Поначалу чрезмерная впечатлительность и порою резвость И.Д. Усыскина обескураживали командира экипажа Павла Фёдоровича Федосеенко, являвшегося его наставником в воздухоплавательном деле.

В буквальном смысле, на редкость спокойный и терпеливый Федосеенко с изумлением наблюдал поведение Усыскина, когда тот во время учебных полётов начинал декламировать стихи классиков немецкой поэзии Генриха Гейне и Эмиля Верхарна ("Дать радость может только взлёт!"), но позже увидя в Усыскине неутомимого исследователя, делового и смекалистого специалиста, Павел Федорович признался Абраму Фёдоровичу Иоффе: "Ваш парень – золото, готов лететь с ним, куда угодно!"

-6

В 9.16 на земле принимают первую радиограмму «Осоавиахима-1»:
«Слушайте, слушайте! Говорит „Сириус“! Высота 1600 м. Прошли облака. Температура минус 3 градуса»

В 9.56 экипаж «ОАХ-1» передает вторую радиограмму:
«Говорит „Сириус“! Высота 15000 м по альтиметру. Ведём непрерывные наблюдения космических лучей. Взяты три пробы воздуха. Внизу сплошная облачность. Определить направление невозможно.»


В 10.14 следующее сообщение:
«Говорит „Сириус“! Высота 19000 метров!»
Аэронавты достигли рекордной высоты, установленной на «СССР-1». Подъём продолжался, несмотря на выявленную неполадку: сбои поглотителя углекислоты и влаги.


Затем были получены сообщения:
«Говорит „Сириус“! У микрофона командир стратостата Федосеенко. Штурмуем высоты двадцатого километра»
и
«Говорит „Сириус“! Время сейчас 11.16. Высота по альтиметру 20 500 метров.»
«Осоавиахим-1» установил новый мировой рекорд.


Потом были получены ещё несколько радиограмм, которые службы обеспечения полёта не могли разобрать полностью из-за низкого качества связи и сильных атмосферных помех:
«11.42. Говорит „Сириус“! Высота 20600 м. Слушайте, слушайте! Передаём радиограмму XVII съезду партии…»
«11.49. Говорит „Сириус“! Производим непрерывные наблюдения и опыты… для изучения космических лучей…»
«Алло! Говорит „Сириус“! Временно прекращаем прием и передачу, для того чтобы включить патроны для поглощения углекислоты…»

В 11.49 передача сведений со стратостата прекратилась. Научный сотрудник Ленинградского физико-технического института Усыскин производил наблюдения за космическими лучами. Поэтому перерыв в радиосвязи со стратостатом не вызывал беспокойства. На земле полагали, что он мог быть вызван порчей радиопередатчика, истощением аккумулятора и другими причинами. Действительно, пилоты, как оказалось впоследствии, перешли на работу с приборами, поглощавшими углекислоту. После этого, около 13.00, они снова передавали некоторые сведения, но в Москве их уже не было слышно вследствие большого удаления. Как выяснилось из дневников, они достигли высоты в 22000 м.

Стратостат «ОСОАВИАХИМ-1» потерпел катастрофу в 16 км от станции Кадошкино, Московско-Казанской железной дороги, около деревни Потиж-Острог, Инсарского района, Мордовской автономной области. В гондоле, ударившейся со страшной силой о землю, были найдены тела погибших стратонавтов.

1 февраля 1934 года было опубликовано сообщение комиссии, прибывшей на место трагедии, о результатах расследования причины гибели стратостата «ОСОАВИАХИМ-1»:

«В результате работы комиссии на месте катастрофы в настоящее время можно считать установленным нижеследующее:

1. Гондола стратостата упала вблизи деревни Потиж-Острог, Инсарского района в 16 км на восток от ст. Кадошкино, Моск. — Каз. ж. д. (в 40 км от ст. Рузаевки). Экипаж в составе тт. Федосеенко П.Ф., Васенко А.Б. и Усыскина И.Д. найден в гондоле мертвым.

Часть пилотных и научных приборов, находившихся в гондоле, оказалась разбитой, часть приборов найдена в полуразрушенном состоянии и подлежит дальнейшему исследованию. Запись всех трех участников полета, а также и регистрация барографа, записавшего давление внутри гондолы, оказались в полной сохранности.

На основании найденных и тщательно исследованных материалов Комиссия устанавливает:

а) В 12 ч 33 м стратостат «ОСОАВИАХИМ-1» достиг предельной высоты 22000 м. На этой высоте стратостат задержался до 12 ч 45 м, после чего пошел на снижение.

б) Записи бортового журнала велись регулярно до 16 ч 07 м. Последняя запись относится к 16 ч 10 м, и это время Комиссия считает началом катастрофы.

в) По записям барограммы разбитого барографа Комиссией установлено, что барограф перестал работать в 16 ч 21 м, стрелки на найденных на месте катастрофы карманных часах, принадлежавших т. Васенко, остановились от удара на 16 ч 21 мин. Все опрошенные жители также показывают время падения гондолы на землю — 16 ч с минутами.

На основании вышеизложенного Комиссия устанавливает, что удар гондолы о землю произошел в 16 ч 23 м.

Причиной катастрофы является чрезмерная прогрессивно возраставшая скорость снижения стратостата, начавшаяся в 16 ч 10 м с высоты 12000 м, вызвавшая, по-видимому, в дальнейшем разрывы части строп и нарушение равновесия всей системы, в итоге чего оторвавшаяся от оболочки гондола с силой ударилась о землю в 16 ч 23 м.

Установлено, что находившаяся в стратостате команда погибла в результате удара гондолы о землю.

Никаких признаков обледенения на оболочке и гондоле стратостата не обнаружено. В районе спуска наблюдались разрывы облаков, сквозь которые пилоты, согласно записям, видели землю, и сам стратостат был виден в отдельные моменты с земной поверхности. Таким образом, опубликованная в «Правде» от 31 января радиограмма, принятая радиолюбителем в районе Гомеля и сообщавшая об обледенении стратостата и тяжелом состоянии участников полета не соответствует действительности, и, по-видимому, радист оказался жертвой чьей-то мистификации.

По всем сохранившимся записям явствует, что за все время полета от начала до 16 ч 10 м экипаж стратостата имел бодрое настроение и твердую уверенность в благополучном спуске. По записям и остаткам приборов удалось установить большую научную работу, проведенную участниками полета.

Комиссия продолжает дальнейшее изучение найденных материалов и уцелевших вещественных доказательств для уточнения и определения всех обстоятельств катастрофы.

Командир стратостата «СССР-1» Г.А.Прокофьев

Профессор П.А.Молчанов,

Инженер В.А.Семенов,

Инженер Ю.Т.Прилуцкий,

И.И.Сосновский,

3.И.Волович.»

-7

-8

...

Помимо своего вклада в науку, эти люди, чьи судьбы мы вкратце затронули здесь, являют нам собой пример истинного мужества и отваги.

Памятник Стратонавтов в селе Усыскино
Памятник Стратонавтов в селе Усыскино

В честь стратонавтов названы:

  • Проезд Стратонавтов в Москве
  • улица Героев Стратосферы в Воронеже
  • улица Федосеенко в Санкт-Петербурге
  • улица Васенко в Санкт-Петербурге
  • переулок Усыскина в Санкт-Петербурге
  • улица Федосеенко в Нижнем Новгороде
  • улицы Федосеенко, Васенко и Усыскина в Саранске
  • село Усыскино, бывший поселок Потиж-Острог Инсарского района Мордовии, рядом с которым разбился стратостат.

...Помни о них, друг.

Они, люди страсти и веры,

К большим небесам прошли, –

Герои стратосферы

И сыновья Земли.