Первые годы советской власти были ознаменованы достаточно смелыми социальными экспериментами.
В отличие от бардака и целенаправленной политики развращения народа перестроечного и постперестроечного времени, эксперименты 20-х годов были нацелены на прогресс, а не на регресс. Главная задача состояла в освобождении человека, сломе многовековых оков религиозного, сословного и патриархального гнёта.
К сожалению, этим начинаниям не суждено было осуществиться. Многие пережитки дореволюционного строя были возвращены обратно при Сталине. Советское общество вновь оказалось патриархальным, консервативным и мещанским, потеряв свою гибкость и стремление к эволюции.
Я считаю необходимым непредвзято разобрать опыт построения нового общества в первые годы советской власти, понять его сильные и слабые стороны, так как уверен, что этот опыт будет весьма полезен для нашей страны в ближайшем будущем.
Данная тема весьма многогранна, имеет множество аспектов. Сейчас я хотел бы остановиться на семейном вопросе и на отношении Троцкого к вопросу семьи и эмансипации женщин.
Приведу отрывок из его книги "Преданная революция", которую он писал будучи в эмиграции, наблюдая, как рушатся завоевания Октября:
"Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый “семейный очаг”, т.е. то архаическое, затхлое и косное учреждение, в котором женщина трудящихся классов отбывает каторжные работы с детских лет и до смерти. Место семьи, как замкнуто мелкого предприятия, должна была, по замыслу, занять законченная система общественного ухода и обслуживания: родильные дома, ясли, детские сады, школы, общественные столовые, общественные прачечные, амбулатории, больницы, санатории, спортивные организации, кино, театры и проч. Полное поглощение хозяйственных функций семьи учреждениями социалистического общества, связывающего солидарностью и взаимной заботой все поколения, должно было принести женщине, и тем самым – любящей чете, действительное освобождение от тысячелетних оков. Доколе эта задача задач не разрешена, 40 миллионов советских семей остаются, в подавляющем большинстве своем, гнездами средневековья, женской кабалы и истерии, повседневных детских унижений, женских и детских суеверий. Никакие иллюзии на этот счет недопустимы. Именно поэтому последовательные изменения постановки вопроса о семье в СССР наилучше характеризуют действительную природу советского общества и эволюцию его правящего слоя.
Взять старую семью штурмом не удалось. Не потому, что не хватило доброй воли. И не потому, что семья так прочно держалась в сердцах. Наоборот, после короткого периода недоверия к государству, его яслям, детским садам и подобным учреждениям, работницы, а за ними и передовые крестьянки оценили неизмеримые преимущества коллективного ухода за детьми, как и обобществления всего семейного хозяйства. К несчастью, общество оказалось слишком бедно и мало культурно. Планам и намерениям коммунистической партии не отвечали реальные ресурсы государства. Семью нельзя “отменить”: ее надо заменить".
(Л.Д. Троцкий "Преданная революция")