Найти тему
History Empires

Сделал больше, чем любой генерал для спасения России. И заслуга эта сейчас забыта

Начиная с XIV века их фамилия менялась неоднократно.

Во времена князя Ивана Калиты московскими боярами значились Андрей Кобыла и сын его — Семён Жеребец. Правнук последнего — Иван по прозвищу «Коновница», и стал родоначальником династии Коновницыных.

Стольники патриарха Филарета и царевича Петра. Воеводы и генерал-губернаторы. Они служили Екатерине Великой и Николаю I. Сражались с французами, шведами, поляками, следуя заветами своего древнего фамильного девиза: «То, чего желаю, бессмертно».

П.П. Коновницын.
П.П. Коновницын.

«Этот человек, достойный уважения во всех отношениях, сделал больше, чем любой генерал для спасения России. И заслуга эта сейчас забыта. Но он навсегда сохранит в нашей истории имя, которое зависть не сможет вырвать из памяти».

Так говорил о герое Отечественной войны 1812 года его современник, военный историк Александр Михайловский-Данилевский.

Генерал от инфантерии Пётр Коновницын участвовал в сорока семи битвах и никогда не покидал поле боя побеждённым.

В день Бородинского сражения его дивизия занимала оборону на старой Смоленской дороге. Когда выяснилось, что главное направление удара французов произойдёт совсем в другой стороне — против русского левого фланга, Коновницын тут же отправил свои войска на помощь. Ударом в штыки выбил неприятеля с батареи Раевского.

Этот внезапный манёвр ошеломил французов. Легионы Бонапарта отступили. Так было выиграно драгоценное время. Лекари сумели перевязать раненого Багратиона и увезти его в тыл русских позиций, а Коновницын успел перестроить армию. Он отвёл её на двести шагов назад и приказал стоять насмерть.

Герб графского рода Коновницыных.
Герб графского рода Коновницыных.

Наполеон всё видел. Говорят, что именного тогда император Франции понял — победителя на Бородинском поле не будет.

«Хорошие офицеры нужны самому»: считал Михаил Кутузов. Он назначил Петра Коновницына дежурным генералом штаба русской армии. Один из лучших русских полководцев стал первым докладчиком, через которого происходила вся боевая переписка.

«Я жив, но замучен должностью. Готов идти под пули и картечь, лишь бы здесь не оставаться. Если меня бумажными делами не уморят, то по крайней мере мой разум и память обессилят».

Становиться паркетным генералом Пётр Петрович не хотел, но он пообещал Кутузову больше никогда не рисковать своей жизнью, и слово держал честно. Но не долго. Всего пару месяцев.

Случилось так, что отступающие французы заняли Малоярославец. Выбить их оттуда никак не удавалось. И вот тогда главнокомандующий вынужден был послать Петра Коновницына.

Один мощный удар… и неприятель город оставил. Навсегда.

Военный министр России. Граф. Главный директор Пажеского корпуса. Его уважали в армии. Любили при дворе. Император Александр называл военачальника своим другом.

Человек прямой и честный, подлинный гуманист, обладавший обширными знаниями, но скромный в быту, он несколько лет прожил в имении Кярово Гдовского уезда Петербургской губернии (ныне – Псковской области). Здесь и был погребён в 1822 году после своей кончины в возрасте 57 лет.

Впоследствии только одно упоминание имени прославленного полководца спасёт жизни двум его сыновьям — декабристам. Старшего сына Петра всего лишь разжалуют в солдаты, а Ивана, младшего, и вовсе простят..., ради заслуг покойного отца.

Памятник П.П. Коновницыну (Гдов - Псковская область).
Памятник П.П. Коновницыну (Гдов - Псковская область).

Сегодня в России, по-видимому, не осталось представителей фамилии Коновницыных. Внук героя Отечественной войны 1812 года Алексей Иванович Коновницын, родившийся в 1855 году и хранивший семейные архивы, был расстрелян в 1919 году большевиками в Гдове.

Потомки множились по линии сына полководца Ивана. Старшим внуком его был Николай Иванович Коновницын (годы жизни 1836-1877), потомки которого эмигрировали и некоторое время жили в Сербии.

Спасибо за внимание.