В данной статье речь пойдет про самые провальные способы экономии НДС. Большинство из этих методов были популярны в нулевые годы, но с развитием цифровых технологий и цифровизации налогового контроля все эти методы постепенно стали уходить в прошлое, и их эффективность сегодня практически равна нулю. Но тем не менее, очень многие бизнесмены и предприниматели по старой памяти используют эти методы просто потому, что привыкли к ним, и не могут придумать ничего другого.
Видео статьи
Использование фирм-прокладок, фирм-однодневок
Это первый самый провальный и самый ненадежный способ, чтобы уменьшить НДС и вывести наличности своей компании.
Дело в том, что в 2015 году наше налоговое ведомство внедрило цифровую платформу АСК НДС-2, которая сопоставляет между собой данные книги продаж вашего партнера и вашей книги покупок и выводит сумму, которую должен заплатить кто-то из вас. Если ваш партнер не заплатит эти деньги, то, соответственно, налоговое бремя перейдет полностью на вас. Более того Вы еще заплатите штрафы, пени и так далее.
Налоговая служба располагает целой базой фирм-однодневок, в них собраны массовые учредители, массовые адреса, массовые директора, включая показания директоров фирм-однодневок. Если в цепочке ваших контрагентов есть такая фирма-однодневка, пусть даже в десятом колене, то будьте готовы отвечать на неприятные вопросы налогового инспектора. Поэтому этот способ мы полностью отметаем.
Использование своего "надежного" партнера вместо фирмы-однодневки
Это реальная фирма, которая имеет свой штат сотрудников, свои помещения. И за определенную плату они соглашаются «помочь» страждущим сэкономить на НДС и вывести наличность, но услуги таких компаний конечно же намного дороже, чем тех же фирм-однодневок. Все потому, что им приходится эти налоги платить за вас. А если платить налоги все равно нужно, то в чем тогда экономическая обоснованность такого решения? Проще самим заплатить налоги и не подставлять себя, свою компанию, свой коллектив.
Бумажный НДС
Еще один провальный способ, когда сделка проходит только на бумаге, а транзакции денежных средств не происходит. Ваш "надежный" партнер доставляет вам документы на липовые товары, работы, услуги. Вы их принимаете к учету, и вроде бы у налогового инспектора в программе все должно сходиться. Но этот способ несет себе очень много рисков: налоговые, юридические, финансовые, репутационные, имиджевые и так далее.
Подробнее об этом в статье "Срочно откажитесь от бумажного НДС"
Купить одно, продать другое
Этот способ весьма оригинальный. Однажды я консультировала одного клиента, который мне предложил интересную схему.
Они со своим партнером решили продавать натуральную оболочку для сосисок, поставки планировали делать в адрес крупных мясоперерабатывающих заводов, которые работают исключительно с НДС. То есть у этого бизнесмена нет другого выхода, кроме как выставлять накладные с НДС и платить этот налог в бюджет. А перекрыть его абсолютно нечем, потому что поставщики сырья (а это обычные фермеры) НДС не платят и, соответственно, не могут предоставить документы, чтобы бизнесмен смог уменьшить свое налоговое бремя. И этот бизнесмен придумал как ему выкрутиться из этой сложной ситуации. У него внезапно появился какой-то друг-партнер, который предложил ему НДС. Вот только у него не фермерское сырье, а женские пальто. Такая у него деятельность, и ничего другого кроме пальто он продать ему не сможет. Казалось бы, счета фактуры выставлены и получены, по налогам все сходится, все вроде хорошо.
Но такого рода оптимизаторы очень часто забывают о самом важном условии для принятия НДС к вычету:
Приобретенные товары (работы, услуги) должны быть оприходованы, и использоваться в деятельности, облагаемой НДС
Вот такой был бизнес-план у предпринимателя - купить пальто, продать сосиски). Но увы, приобретенное пальто невозможно использовать в деятельности по производству пищевой продукции.
Когда налоговый инспектор проверит эту сделку по ст. 93 НК РФ, то станет совершенно понятно, что эти документы - липа.
Проверка сделки по ст.93 НК РФ не имеет вообще никаких временных ограничений. Глубина проверки может быть любой. Про нее могут вспомнить через год, через два, через три и даже через пять.
С внедрением обязательной маркировки товаров данный способ становится практически невозможным. Что такое маркировка товара? Это когда производитель продукции наносит на неё соответствующую маркировку, которая проходит через систему Честный знак, через всю цепочку купли-продажи, включая конечного потребителя. На данный момент список этих маркированных товаров не такой большой, но он обязательно будет расширяться до тех пор, пока не охватит абсолютно все номенклатуры продукции. Поэтому проверяйте не подлежит ли продукция обязательной маркировке. Более того, те компании, которые маркируют продукцию и зарегистрированы в системе Честный знак, в обязательном порядке производят электронный документооборот между собой. А в электронные документы очень сложно внести исправления задним числом и их гораздо легче проверить, нежели бумажные документы. А в 2024 году электронный документооборот у нас будет внедрен во все компании в обязательном порядке. Будьте к этому готовы.
Аккредитивная система расчетов
Данный способ я бы не назвала совсем провальным, но я очень часто слышу про этот способ экономии НДС от очень авторитетных спикеров по части налогообложения. Но на мой взгляд это абсолютно бредовая идея.
В чем суть этого метода? Вы являетесь продавцом товаров, работ, услуг. А ваш контрагент является вашим заказчиком (покупателем). Вы заключаете с контрагентом договор и оговариваете в нем условия об оплате этих товаров, работ, услуг. Традиционная форма расчетов обычно предполагает авансирование - покупатель вносит какую-то предоплату продавцу, и далее этот аванс расходуется на выполнение этого контракта.
Аккредитивная форма расчетов выглядит несколько по-другому. Покупатель перечисляет на специальный счет в банке некую оговоренную сумму, и эта сумма замораживается на этом счете до тех пор, пока поставщик не выполнит свои обязательства по договору. И только после этого продавец получает свои деньги.
Почему-то налоговые эксперты рассказывают об этом, как о способе ухода от налогов. Действительно, деньги, перечисленные на аккредитивный счет, не облагаются НДС, потому как не являются оплатой в полном смысле этого слова.
Но на мой взгляд обычная авансовая система расчетов гораздо более предпочтительна. Да, продавец товаров (работ, услуг), получая аванс от покупателя, обязан исчислить с него НДС. Но давайте помнить о том, что любой налог - это какой-то процент от общей суммы сделки. Оставшаяся сумма остается в распоряжении вот этой компании - продавца. Она может этими деньгами распоряжаться и направить их на выполнение этого заказа. Тогда как аккредитивная сумма замораживается и не может быть использована. То есть НДС вы не заплатите, но и денег не получите.
Я ни в коем случае не против аккредитивной формы расчетов. Но это следует расценивать только как гарантию для покупателя именно с юридической и финансовой точки зрения, но рассматривать это как способ оптимизации НДС – абсолютнейший бред.
Если вы хотите узнать больше об учете, налогах и моей бухгалтерской компании, переходите на мой сайт buhcentr.expert и в группу ВКонтакте.
#ндс #ооо #ип #бухучет #аудит #консультациябухгалтера #бухгалтер #бухгалтерскийучет #бумажныйндс #оптимизацияндс