Несовершеннолетних приучают внимательно вести расчеты, чтобы не попасть в просак. Учащиеся нестандартными уроками довольны!
Фото: www.globallookpress.com / erwin rachbauer; 5-tv.ru
Как лучше обращаться с деньгами — своими и кредитными — теперь подробно рассказывают российским школьникам и студентам. Сегодня стартовала серия онлайн-уроков финансовой грамотности. Это — проект Центробанка. Оттуда же сегодня и провели встречу с учащимися одной из столичных школ. О чем просвещали — знает корреспондент «Известий» Ксения Солдатова.
Полезные уроки жизни
Немного округления и дробей из учебника математики с парты. Затем урок все тот же, но вопросы уже не вычислительные — фундаментальные. Или вот: задачка для шестого класса — разбирают финансовый кейс молодой семьи, где оба студенты.
«Какой доход этой семьи? — 25 тысяч. Это большой доход? — маленький. Бюджет — совместный, и здесь еще один злободневный вопрос. А почему тогда с карты Марины все траты? Хотя ее бюджет 5 тысяч рублей», — говорит преподаватель.
Все это — часть обучения школьников финансовой грамотности. С 2022 года дисциплину преподают во всех классах: в начальной школе — азы: какие бывают деньги, как рассчитать сдачу. Это как дополнение к урокам математики, окружающего мира. У старшеклассников — материал посложнее.
«Для таких уроков есть даже специальные учебники. Вот этот — до девятого класса. С обращением от главы Центробанка. Здесь про страхование, налоги, инвестиции, финансовые махинации. Есть даже специальное приложение, где учат распознавать настоящие банкноты и фальшивки», — рассказала Ксения Солдатова.
Программу обучения вместе готовили Минпросвещения и Центробанк. Пополнили этим цифровую библиотеку, откуда учителя могут брать материалы. Помимо этого, в Центробанке сами записывают лекции. Так в одной из столичных школ зампред ЦБ по видео объяснял базовые понятия ученикам — из профильного восьмого класса для предпринимателей.
Подачу профессиональные финансисты максимально упростили. Кредиты — иногда лучше не брать. Доходы и расходы стоит записывать в финансовый дневник. Федор такой, кстати, и до советов от ЦБ вел уже три года.
«Сходить с друзьями, потратить на одежду — это определенная сумма. Это я все записываю. Я хочу произвести свой бизнес», — говорит ученик восьмого класса Федор Гриняев.
В этом году учителям дали свободу. Урок финансовой грамотности может идти как полноценный — 45 минут. А можно его интегрировать в любую другую дисциплину, уверяют в Минпросвещения.
«И в литературе, где мы можем говорить о произведениях, где так или иначе неразумное использование средств или какой-то азарт привело, там, к банкротству и каким-то тяжелым последствиям. Мы говорим про экологию — и это химия, где разумное использование ресурсов», — рассказал исполняющий обязанности ректора ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» Павел Кузьмин.
Чтобы ученикам самим было интересно, в одной из волгоградских школ –мотивируют примерами успешных финансистов. Формулу чистого капитала педагог выводит на доске под распечатанной цитатой Роберта Киойсаки.
А в Петербурге, чтобы четвероклашки не заскучали — основные термины: вклад, дефицит и другие, чередуют с мультфильмом про участников рынка. В руки дают сами банкноты и даже устраивают квесты: здесь, например, детективная финансовая задача.
«Как вы думаете, что в конверте? — Деньги. Какие деньги? Что за происшествие? Похоже, покупатель расплачивался запрещенными деньгами», — говорит учитель.
Схемы мошенников теперь тоже будут изучать на таких уроках, для многих это актуально.