СЕРИЯ ЗАМЕТОК для вдумчивых «ОСВЕЖИМ ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ»
Информатика
Уровень 5 класса
Почему человек может познавать окружающий его мир? Всё просто, познанию человека способствует наличие соответствующих органов чувств изначально. В целом, органы чувств напоминают инструменты, от чувствительности которых зависит результат познания. Кроме того, случаются разные способы восприятия информации, которые связаны с органами чувств. Интересно, почему существуют разные способы восприятия информации? Вопрос философский, не для уровня 5 класса, и мы с вами к нему ещё вернёмся. С другой стороны, есть различные виды информации. Есть ли связь между способами восприятия и видами информации по форме представления? Ну, это тоже пока только вопрос.
Ближе к теме, у нас имеются виды информации, и всё зависит от того, как человек представляет информацию после её обработки. Здесь должна быть связь с функцией восприятия. Далее, форм представления информации несколько. Мы знаем, например, о текстовых, графических, числовых видах представления информации. Что такое, скажем, числовая информация?
Напишем на доске какое-нибудь число? Да, легко, возьмём, допустим, число – 12. Просто хорошее число, сразу 12 подвигов Геракла вспоминаются. Ладно, написали число 12, а оно у нас оказывается написано арабскими цифрами! Между тем, представить число 12 можно и римскими цифрами – XII. Число одно, но представления этого числа не одинаковые. А как компьютер бы представил число 12? Компьютер его видит так: 1100. Не будем пока допытываться, почему так получается. Компьютеру виднее, ему так удобно, представлять числа в виде двоичного кода.
Вокруг нас изрядное количество числовой информации. Количеством характеризуются различные объекты. Мы рассуждаем о возрасте человека, о его росте, запасах сырья (тех же полезных ископаемых), да много о чём подобным образом рассуждаем. Если ребёнку 12 лет, то это количественная характеристика данного ребёнка. И возраст ребёнка можно закодировать. Получается, что, по мнению компьютера 12 летнему подростку 1100 лет. Ну, конечно это шутка. Детей на планете большое количество, разных возрастов, стоит признать. А информация бывает не только числовая, но ещё, допустим, текстовая информация. Смотрите, дети разных возрастов, но ещё они разговаривают на разных языках. Запутать кого-то хотят? Одно и то же понятие может быть написано или напечатано на каком-либо языке. Где-то мы прочитаем и поймём, а где-то просто прочитаем, ну а где-то даже прочитать не сможем. Язык – «вещь» мощная и коварная. Но давайте сразу подумаем, у нас в наличии имеются 12 детей, все говорят на 12 разных языках. Ничего не понятно, правда, все 12 могут громко кричать, тогда это довольно мощная звуковая информация, выражающая радость от полученных хороших оценок. Текстовая информация, скорее всего, есть – озвучивание какого-нибудь понятия. Слово служит для именования объектов. Слово – это выражение понятия об объекте.
Пусть ребёнок у нас объект окружающего мира. Он характеризуется количественно, в то же время, каждого ребёнка как-то звать. Перед нами Миша или Маша, всего 12 наших детей с разными именами. Имя или название объекта – то, что отличает объект от другого объекта. И вот, науке хорошо известно, что один объект отличается от другого объекта по качеству. Если числовая информация отражает количество, то текстовая информация отражает качество, скорее всего. Это предварительные выводы, они должны уложиться в соответствующую логику. Тем не менее, если дальше продолжать в том же духе, то мы узнаем, что, кроме числовой информации и текстовой информации есть информация графическая. Тут и картинки, и фотографии, другие изображения, схемы и тому прочее. Ещё мы сталкиваемся зачастую в жизни со звуковой информацией, видеоинформацией. Всего пять видов информации?
Теперь итоги. Полагаем, что наши рецепторы преобразуют различную входящую информацию в тот или иной её вид уже в сознании человека. Именно там рождаются всякие представления об окружающем мире. Но животные также получают информацию, у некоторых из них имеется и хорошо развитая нервная система. Однако никакое животное не расскажет о себе, как его зовут, какой его возраст. Возможно, формы представления информации присущи только человеку. Где-то в области представлений пролегает разница между человеком и животными. Но, всё-таки, и люди и животные совершают те или иные действия с информацией. Действия животных определяются инстинктами. Способность к рациональному мышлению стоит после инстинктов. Но как раз мышление, в той или степени, лежит в основе информационного обмена, которым владеет человек. От чего зависят формы представления информации? Считается, что от цели использования информации. То есть цель формирует видовые представления информации? Ещё зададимся следующим вопросом. Почему форм представления, по большому счёту, пять, также как и вариантов информации по способу восприятия?