В данной статье разберем, как и когда отражать доходы и расходы, если ваша компания приняла решение торговать через маркетплейсы. Какой должен быть документооборот.
Что такое маркетплейс
Маркетплейс — электронная торговая площадка, на которой компании могут выставлять для продажи свой товар. Самые известные электронные торговые площадки, которые у всех на слуху – это ozon.ru и, wildberries.ru.
Для покупателя маркетплейс выглядит как большая витрина магазина со множеством товаров от разных продавцов и производителей. В основном маркетплейс сам организует весь процесс от заказа и приёма денег до доставки покупателю. Либо доставка товара остается за компанией. И если покупатель оформил и оплатил заказ на сайте , маркетплейс сообщит компании, что, когда и куда доставить, и потом перечислит выручку за минусом вознаграждения. При этом маркетплейс может вообще не иметь своего склада.
Разберем кратко минусы и плюсы реализации товаров через маркетплейсы.
Плюсы:
1. Не нужно самим продвигать свои товары, тратиться на поиск покупателей, сайт, рекламу и т. п.
2. Не придется покупать онлайн-кассу, ККТ применит посредник, который получит оплату.
3. Можно обойтись без склада и магазина, поставлять товары напрямую на склад маркетплейса.
Минусы:
1. Высокая конкуренция, покупатель должен выбрать ваш товар среди сотен аналогичных
2. Придется платить комиссию посреднику
3. Придется выполнять условия маркетплейса, например, по ценам, условиям поставки и т. п.
4. Нельзя повлиять на условия сотрудничества. Как правило, у маркетплейсов типовой договор, либо вы соглашаетесь на него, либо не работаете с данным маркетплейсом..
Документооборот при торговле через маркетплейсы
1. Договор.
Маркетплейс - это посредник (агент), поэтому обычно заключаются агентский договор. регулирует взаимоотношения в рамках агентского договора глала 52 Гражданского кодекса «Агентирование». Маркетплейс по данному договору выступает как агент и за вознаграждение рекламирует товары продавца, организует продажу, возможно, хранить у себя на складе, доставляет товар до пункта выдачи или до самого покупателя, а также принимает и перечисляет деньги и т.д. Компания-поставщик по данному договору именуются - Принципал.
Согласно одному из определений, Принципал – это физическое или юридическое лицо, уполномочивающее другое лицо действовать в качестве агента.
Выбор, продавать товар от своего имени или от имени принципала, остается за маркетплейсом. Это зависит от того в каком ключе он организует свои посреднические услуги.
2. Транспортная накладная.
Транспортная накладная или товарно-транспортная накладная составляется при перевозке товара на склад маркетплейса или напрямую до покупателя.
3. Акт приема-передачи.
Компания может получить акт в личном кабинете на сайте маркетплейса. Маркетплейс направляет акт обычно в течение трех дней.
4. Отчет о продажах.
Документ составляет маркетплейс с периодичностью, которая установлена в договоре, например, раз в неделю, 10 дней или раз в месяц. В нем маркетплейс указывает наименования, количество и общую стоимость реализованных товаров, а также свое вознаграждение.
Отчет необходим для отражения дохода от реализации товаров, а также расходов на выплату агентского вознаграждения.
В основном маркетплейсы, взаимодействуют с принципалами только посредством ЭДО. Поэтому акты и отчеты агента выставляются и подписываются в электронном варианте. Для обмена электронными документами может использоваться как своя площадка ЭДО, так работает Wildberries, так и сторонний оператор ЭДО, так работает Ozon.
Кто выдаёт чеки покупателям
В последнем своем письме на эту тему от 27.05.2020 № 03-01-15/44636 Минфин дал четко разъяснение, что чеки должен выписывать агент. Ни о каких условиях, от своего имени работает агент или от имени принципала, в данном письме не говорится ни слова. Поэтому на сегодня при продаже товаров по агентскому договору чеки покупателям в любом случае должен выдавать маркетплейс.
Бухгалтерский учет по агентскому договору
Отгруженные товары на склад агента учитываются на счете 45 «Товары отгруженные». Расходы по агентскому вознаграждению отражаются по счету 44 «Расходы на продажу». Сами взаиморасчеты по агентскому вознаграждению отражаются по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Для расчетов с агентом по проданному товару используется один из субсчетов счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В соответствии с агентским договор товар фактически реализует сам принципал за свой счёт, а маркетплейс лишь выступает посредником. Поэтому, проводки по реализации у продавца будут по сути стандартные для отражения продаж. Разница лишь в том, что при списании себестоимости корреспонденция будет не со счетом 41, а со счетом 45.
Движение товара
Дт 45 Кт 41 – товар передан агенту
Дт 41 Кт 45 – товар возвращён от агента
Отчет агента
Дт 76 Кт 90.1 - начислена выручка от реализации товара на основании отчёта агента;
Дт 90.2 Кт 45 - списана себестоимость проданного товара;
Дт 90.3 Кт 68.2 - начислен НДС, если принципал использует ОСНО;
Дт 51 Кт 76 – поступила оплата от агента за реализованный товар.
Расчеты с агентом за вознаграждение
Дт 44 Кт 60 - начисление агентского вознаграждения
Дт 19 Кт 60 – начислен входящий НДС на агентское вознаграждение
Дт 60 Кт 76 – отражено удержание агентского вознаграждения в счет задолженности агента за реализованный товар.
Или, что по агентским вознаграждениям встречается часто, но в случаи с маркетплейсами редко,
Дт 60 Кт 51(50) – отражена оплата агентского вознаграждения
Налоговый учет по агентскому договору при ОСНО
При общей системе налогообложения доходы юридических лиц облагаются налогом на прибыль. Если же ОСНО использует предприниматель, то он должен платить НДФЛ. Также компании на ОСНО, вне зависимости от организационно-правовой формы, платят НДС.
Налоговая база налога на прибыль у принципала возникает в момент проведения Отчета агента.
Для отражения НДС необходимо будет выписать счета-фактуры от своего имени на покупателей, которые указаны в отчете агента, но с припиской, что данный счет-фактура выписан в рамках агентского договора и указать наименование ИНН / КПП агента. Данная информация также отразится в книге продаж декларации по НДС, в графах «Сведения о посреднике (комиссионере, агенте)»
Налоговый учет по агентскому договору при УСН
При УСН доходы и расходы учитываются кассовым методом, соответственно, в момент поступления денег на счёт или их списания.
Если маркетплейс сразу удерживает своё вознаграждение при перечислении выручки, признавать в качестве дохода только сумму, поступившую от маркетплейса за вычетом комиссии неверно. Принципал получает доход не от маркетплейса, а от покупателей, а электронная площадка всего лишь посредник. Поэтому доход при упрощенке это вся стоимость товара, перечисленная покупателем.
Если УСН на «доходы-расходы» то расходы на комиссионное вознаграждение можно признать на дату отчета агента, если в договоре прямо указано что агент уменьшает свою задолженность за реализованный товар на сумму комиссионного вознаграждения. Либо расходы на комиссионное вознаграждение можно признать на дату подписания акта взаимозачета.
Заключение
маркетплейсы -это быстрорастущие каналы продаж. Так как их преимущества с лихвой перекрывают минусы работы с ними. Реализация через маркетплейсы позволяет развивать онлайн-продажи с минимальным вложением ресурсов со стороны компаний-поставщиков.
По двух прошлых лет года сфера маркетплейсов оказалась самым быстрорастущим каналом продаж. Для 55% продавцов торговые площадки стали единственным или основным каналом продаж.
Ну и теперь вы знаете как вести учет реализации товаров через маркетплейсы, и по агентским договорам в целом.
Если статья была полезной, ставьте Класс и подписывайтесь на канал. Свои мысли и советы по теме пишите в комментариях.
#маркетпрейс #учет продаж #агентский договор #посреднический договор #торговые площадки #бухгалтерскийучет #налоговыйучет #бухучет