Вплоть до 1970-ых основной формой несения ППС являлось пешее патрулирование. Люди старшего поколения хорошо помнят тех служителей правопорядка, зачастую обеспечивавших общественный порядок не только без табельного оружия, но и без резиновых палок и наручников. Основным (и единственным) средством вооружения у них была громоздкая грозно шипящая переносная рация. Да, чуть не забыл – в кармане на всякий случай имелась бечёвка для связывания особо ретивых нарушителей. Согласитесь, что скромненько!
Тем не менее, поддерживать порядок и спокойствие у них получалось весьма неплохо, о чём нынешним хорошо экипированным и мобильным полицейским нарядам остаётся лишь мечтать. И люди не боялись тогда гулять допоздна! А сколько они уберегли добропорядочных граждан на улицах городов от дебоширов и спасли зимой пьяных от переохлаждения и смерти! Многие постоянные клиенты медвытрезвителей в те годы им в ножки кланялись!
Если возвратиться чуть-чуть назад, то появление в 1950-ые годы в сфере охраны порядка в общественных местах моторизованных патрулей хоть и стало эффективным средством борьбы с уличными правонарушениями, в силу их малочисленности основную проблему всё же не решило. А потому уповать приходилось на проверенные временем пешие патрули...
С принятием в 1974 году нового Устава патрульно-постовой службы милиции в работе подразделений ППС произошло немало пертурбаций: появились первые подвижные милицейские группы (ПМГ), получила развитие организация патрульно-постовой службы по единой дислокации и принципу патрульных участков, были созданы отдельные строевые части и подразделения ППС, и многое другое. При этом пешие патрули по-прежнему оставались на виду (в прямом смысле этого слова), на практике доказывая действенность подобного формата несения службы. И именно по ним народ продолжал судить о работе советской милиции.
Посудите сами. Если протяжённость маршрута автопатруля, как правило, составляла порядка шести-восьми км, мотопатруля - от трёх до пяти, то для пеших патрулей «нарезалось» не более полутора. Казалось бы, сквозь такую плотную патрульную паутину, опутывавшую весь город, сложно было просочиться недобропорядочному контингенту. На деле же выходило не всё так радостно: подобные нормы для пеших нарядов в силу небольшого количества постовых редко соблюдались, а потому одному патрулю зачастую приходилось закрывать два-три маршрута. Соответственно, потенциальный улов легко уходил в образующиеся бреши...
Основным видом пешего патруля был парный: это позволяло закрыть максимально большее количество маршрутов и нести нарядам службу в пределах видимости и слышимости друг друга.
Несомненным его минусом являлось то, что вдвоём утихомирить агрессивную пьяную компанию было крайне трудно, а задержать и доставить в ОВД - практически нереально! Из тактических соображений тут приходилось иногда идти на попятную и отступать перед её натиском до ближайшей подворотни, откуда по рации запрашивать подмогу.
До сих пор вспоминаю случай, когда на заре патрульно-постовой юности (это был 1978 год) вдвоём с напарником самоуверенно попытались даже не задержать, а просто провести профилактическую беседу с такой вот подвыпившей компанией из пяти человек. Будучи абсолютно уверенными, что одного лишь вида милицейской формы будет достаточно, чтобы те ретировались. Ан нет - тем оказалось море по колено! В результате короткой потасовки я получил своей же рацией по голове. По счастью, вид крови остудил пыл тотчас протрезвевших нападавших и они разбежались. Для нас с напарником этот «прокол» стал хорошим уроком на будущее. Потом на этом примере в нашем ОВД лет двадцать учили молодых милиционеров тактике несения службы.
Во время несения службы патрульным много чего запрещалось, хотя на практике большинство запретов удавалось обходить. Об этом как-нибудь поговорим в одной из последующих публикаций.
Где-то в конце 1980-ых работа нарядов ППС стала подвергаться формализации: появились карточки маршрута, в которых начальство чуть ли не поминутно и пошагово прописало порядок передвижения патрульного наряда по территории. Хотя любому бывшему постовому хорошо известно, что загодя предугадать развитие ситуации на маршруте невозможно - обстановка может меняться ежечасно. Вот и получалось: чтобы не получить накачки и в указанное в карточке время быть в заданном месте, милиционеры закрывали глаза на происходящее в это время по соседству, тупо соблюдая прописанные временные и территориальные условности.
А в начале 2000-ых на сотрудников ППС обрушился очередной бюрократический (какой уже по счёту!) вал: теперь каждому приходилось рапортом отчитываться о результатах работы на маршруте, а кроме того, отдельными рапортами - по всем проводимым оперативно-профилактическим мероприятиям и операциям. Если учесть, что многие из них были «долгоиграющими» и проводились одновременно, измождённые милиционеры покидали здание ОВД лишь спустя полтора-два часа после окончания службы…
Увы, эпоха пеших патрулей закончилась в начале 1990-ых, когда патрульно-постовых чуть ли не поголовно пересадили на автомашины, лихо проносившиеся мимо ничего не понимающих граждан и правонарушителей. Сами же милиционеры перестали не только слышать и видеть происходящее вокруг, но и утратили физическую способность к передвижению (просто лень было вылезать из авто). Безусловно, автопатруль - штука мобильная, ему ничего не стоит оперативно прибыть на место, преследовать преступника (если тот на транспорте), доставить задержанного в ОВД, организовать доставку подкрепления... Но вот предотвратить, пресечь, провести профилактику правонарушений и преступлений, оставаясь при этом в тесном контакте с населением - тут пешему патрулю нет равных!
Давно заметил, что этот вид полицейского патрулирования редко можно встретить даже в Москве - сегодня там в местах массового скопления людей порядок обеспечивает Росгвардия.
Читайте мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!