Ох ты гой еси, синематограф российский!
В времена давние-стародавние
Черно-бело твердознаквенные
Изобрели два немца франкских
Братьями Люмьер именуемые
Чудо чудное.
И назвали его синематограф.
Чудо сие позволяло делать не абы что, а снимать видосики и загружать их на Ютуб и Тик-Ток. Только вот при царе Николае II, во времена коего Люмьеры умудрились собрать кинокамеру, как назло Интернет еще не провели, потому пришлось братьям отказаться от идеи стать популярными тик-токерами и блоггерами на Ютубе. Впрочем, в прокрастинацию они не впали и начали снимать фильмы на кинопленку и показывать свои видеозаписи людям посредством своего же аппарата. Также, аппаратец сей был запущен в серийное производство.
Народу киношки Люмьеров пришлись весьма по вкусу и вскоре кино стало довольно популярным и любимым развлечением у люда честного. Многие кино смотрели, однако нашлись и те, кто как и Люмьеры стал кино снимать. С тех пор род человеческий стал одержим страстью снимать и смотреть фильмы. Эта страсть захлестнула и Россию.
Со времен Люмьеров утекло немало воды. Шли годы, рождались и исчезали империи, а фильмы всё снимали и снимали в русской земле. Какие-то из них оказывались шедеврами на все времена, какие-то - очень неочень. Но процесс был неостановим, благо тем и идей, о чем снять фильм или сериал, на Руси оказалось с избытком.
Одна из таких идей породила сериал "Грозное время". Что это за чудо и с чем его едят и что пить, если Вы его съели? - Что ж, давайте разбираться.
"Грозное время" - 4-серийный сериал 2010 года н.э. повествующий о эпохе Ивана Грозного. Сериал этот довольно... необычный и даже можно сказать неоднозначный. С чего бы начать...
Прежде всего, это экранизация романа Алексея Константиновича Толстого "Князь Серебряный". Правда, понять это можно, лишь посмотрев сам сериал, поскольку ни в титрах, ни в описании в Интернете информации об этом нет. Да и экранизация эта отчасти вольная, хотя и видно, откуда ноги растут.
Для незнающих - краткий пересказ романа Толстого (осторожно, спойлеры): главгерой князь Никита Серебряный возвращается из посольской миссии в Россию. По пути он узнает, что царь Иван IV установил опричнину, начал казнить людей направо и налево, а сами служащие царю опричники довольно неприятные ребята. Он переживает несколько злоключений, чуть не попадает на плаху, спасает царевича Ивана Ивановича и во главе отряда разбойников громит татар.
Попутно разворачивается любовный треугольник между Серебряным, князем из опричнины Афанасием Вяземским и Еленой, женой боярина Дружины Морозова. Дело такое: Елена и Серебряный давно любят друг друга и хотели поженится, но Серебряного послали посольствовать в Литву. Пока он катался по заграницам, к Елене стал активно приставать Вяземский, которому Ленка тоже очень нравилась. Ленке же он не нравился и, дабы спастись от Вяземского, она быстренько выскочила замуж за старика-Морозова. Морозов, собственно, к Елене чувствами не пылал, но, видя её страдания из-за преследований Вяземского, сам предложил ей крышу в форме замужества. Про наличие у нее чувств к Серебряному Елена Морозову не сказала.
Замужество Елены нельзя сказать, что охладило пыл Вяземского и Серебряного. Но, если Серебряный принял удар судьбы вполне стоически, то вот Вяземский весь извёлся. В итоге, по совету царя, Вяземский с опричниками попытался выкрасть Елену, только вот успехом для него сия авантюра не увенчалась - Ленка сбегла.
В итоге царь казнил Вяземского (по навету), Морозова (за длинный язык), Елена постриглась в монахини, а Серебряный уехал воевать с татарами и сгинул. В общем, все несчастны, все страдают, как и положено в русской литературе.
А теперь, что показывает нам сериал?
Начинается рассказ с Максима Григорьевича Скуратова, сына небезызвестного Малюты.
И тот и другой были и в романе, но в сериале Максиму дали другую роль. В "Грозном времени" Макс стал и.о. князя Серебряного.
Макс во главе отряда аж из 3 всадников едет с Ливонской войны домой. По пути они встречают равный им по численности польский отряд и от щедрости души русской решают прописать им звездюлей.
От русских щедрот тикает один лях, который оказывается не абы кем, а самим князем Андреем Михайловичем Курбским, неполживейшим диссидентом №1 XVI века.
Курбский и Максик бьются на сабельках, чутка ругаясь на тему политики. В итоге Курбский говорит Максу, что в России полный атас из-за политики царя, отдает грамоту, которую вёз, и уходит в камыши. Грамотка оказывается не простая, а от крымского хана к польскому королю с планированием совместного похода на Россию.
Макс и компания катят дальше и добираются до родных пределов.
А в родных пределах происходит беспредел: опричники грабят деревню:
Остановимся на внешности опричников: в кино существует стереотипный образ опричника как человека в черной одежде с метелкой и собачьей головой у седла. Истоки такого образа идут из записок иностранцев, побывавших в России времен опричнины, правда насколько можно им верить - не понятно. Однако, образ опричников как "людей в чёрном" прижился и кочует из фильма в фильм:
Хотя вот тот же А. К. Толстой вставил в свой роман вырезку из "Истории государства Российского" Карамзина с указанием, что:
- чёрная униформа полагалась не всем опричникам, а лишь 300 "самым злейшим" (как их охарактеризовал Карамзин);
- это была не просто чёрная одежда, а монашеские одеяния (тоже мелькают у опричников в фильмах).
К слову, у Толстого опричники не щеголяют постоянно в черной форме, и опознают их в основном по мётлам и головам собак.
В кино порой тоже отходят от просто чёрного одеяния опричников. Например, в фильме "Гроза над Русью" массовка опричников наряжена под иноков, а в немом фильме 1926 г. "Крылья холопа" опричники носят не то шарфы, не то капюшоны, расшитые религиозной символикой и отдаленно напоминающие одежду схимников:
Сериал "Грозное время" тоже решил отойти от стереотипов и из привычной символики оставил опричникам только головы собак и мётлы. Итак, встречайте: опричники в рыжих кафтанах:
Ну а что? Какое-никакое, а всё ж таки разнообразие. Да и выглядят царёвы люди вполне прилично и симпатично.
Только вот разоряемая деревня с частично пущенными в расход жителями не способствует симпатиям к опричникам со стороны Макса. Люди Скуратова-младшего вяжут опричников и недолго думая вырезают их самих.
И вот тут выясняется, что Максим вообще не в курсе о введении опричнины. Опричников он принял за разбойников, потому и позволил своим людям перебить их.
В романе князь Серебряный тоже не знал об установлении опричнины. Встретив грабящих деревню опричников, он как и Макс принял их за бандитов. Но вот в чём загвоздка: действия романа начинаются в 1565 году, в год введения опричнины. Серебряный до этого 5 лет посольствовал в Литве, так что тут понятно, почему он не знал о недавних переменах внутри России.
Макс из сериала тоже 5 лет как воюет, НО:
1. В сериале показан 1572 год - упоминают, что в прошлом году (1571) хан разорил Москву, а дальше по сюжету будут собирать войска для битвы при Молодях в 1572 г. Таким образом, опричнина в сериале существует уже 8 год.
2. Серебряный 5 лет провел за границей, Максим же воевал в Ливонской войне, т.е. - оружием раздвигал пределы России. Получается, юридически он не покидал территории Российского государства.
3. Максим - сын не абы кого, а самого Малюты Скуратова - одного из виднейших деятелей опричнины.
Так что остается лишь гадать, как Макс умудрился так долго не замечать существование опричнины буквально у себя под носом.
Между тем, пока Максим Скуратов едет домой и геноцидит встречных негодяев, дома - в Александровской слободе - творятся дела следующие:
- нам показывают оставшиеся части любовного треугольника из книги: Елену, Вяземского и Морозова;
- сериал знакомит нас с Иваном IV и его двором.
Начнем с треугольника: он здесь несколько изменен.
В сериале, как и в книге, есть Елена в качестве избранницы главного героя и Морозов в роли её отца - это первое изменение. Елена тут родная дочь Морозова. Она любит Макса, Макс любит её и обещал взять в жёны. Морозовы и Скуратовы вроде как были не против брачного союза детей, но тяперечи меж ними разлад: Малюта не благоволит браку сына, поскольку Морозов не сегодня-завтра может попасть в опалу или того хуже, Морозов же сомневается в том, что Макс вообще жив (слухи де, что он погиб), и втихаря сговорился с Вяземским о свадьбе.
Князь Афанасий Вяземский в целом не изменился за лето: как и в книге, он сохнет по Елене и катается к колдуну ворожить. Правда колдун тут иной - вместо мельника в "Грозном времени" некий шаман языческого капища, непонятно как оказавшегося посреди православных русских земель 16 века:
Ворожба представляет из себя построчное цитирование диалога колдуна и Афанасия из книги и имеет тот же эффект: Вяземский узнаёт, что в будущем у него полный *белый полярный лис*.
Меж тем, показывают нам двор царский и самого Ивана Васильевича. Царь Иван проживает в уже упомянутой Александровской слободе, в роли которой тут Ростовские кремль и палаты. Палаты, к слову, вполне аутентичны эпохе московских князей-царей 15-17 вв., только вот облупленность стен и общая пустота покоев свидетельствует о том, что вообще-то цари здесь давно не живут.
Царя играет актер Олег Долин и царь у него довольно... интересный.
Кинематограф знает различные образы Ивана Грозного и, в частности, можно заметить такую тенденцию: периодически царя любят старить. Серьёзно, в ряде фильмов, показывающих события 60-70-ых годов 16 века, Ивана Грозного представляют дряхлым старцем:
Между тем, царь Иван родился в 1530 г. и на момент 1565-1572 гг. ему было от 35 до 42 лет. Олег Долин вполне соответствует данному возрасту, да и выглядит он рослым, энергичным красавцем.
Кроме того, царь Долина тратит время не на поиски мнимых заговоров и истерики, а занимается своими прямыми обязанностями: руководит государством. В частности, он рассуждает о том, какие плюсы и минусы принесло России перемирие с Польшей. На упоминание своего отъезда в Новгород во время похода хана Давлета на Москву в прошлом году, царь говорит:
Чем Давлет рискует? Да ничем. Убью его - и сядет другой хан в Крыму. А меня? Меня кто заменит? Вы, может быть, думаете, я в Новгород для себя отъехал. Для государства. Меня не станет - не станет и Руси.
Хотя к данному высказыванию можно придраться, ибо вряд ли Давлет Герай был лишен инстинкта самосохранения, но оно показывает данного царя Ивана как ответственного правителя.
Также, царь Иван тут обладает живым характером и неплохо подвешенным языком - он любит порассуждать вслух, сделать замечание о каком-нибудь явлении, а также способен неплохо аргументировать свои поступки и решения.
Правда, есть у данного образа царя и недостатки. Прежде всего - причёска и борода.
Иван Грозный по описаниям современников брил голову и носил густую рыжую бороду. Олег Долин же брюнет и борода его по густоте не дотягивает до ивановой. А со стрижкой под ёжика он вообще больше похож на кавказского джигита или турецкого султана, чем на Ивана IV. Куда смотрели гримёры, когда делали ему внешний вид, не понятно. Один плюс: хотя бы стереотипные патлы до плеч не приклеили.
Кроме того, царь Иван Долина отличается отсутствием царственного поведения, величественности. Он носится как угорелый и запанибратски ведет себя с подданными - может преспокойно обнять или сесть рядом:
Также, имея в инвентаре шапку и посох, царь совершенно не умеет ими пользоваться: посох ему нужен лишь затем, чтобы пробить ногу Шибанову, а про то, что в России 16 века аристократам и монархам было неприлично ходить на людях с голой макушкой царь, видимо, вообще не в курсе. Впрочем, последнее - беда многих персонажей этого сериала (да и не только этого).
В целом, несмотря на недостатки, первое произведение этот Иван IV производит вполне приятное. Одно удовольствие видеть умного государя, а не психа с манией преследования. Но, забегая вперед, скажу - это только первое впечатление. Дальше пойдут тревожные звоночки.
А между тем, Макс наконец-то доехал до Александровской слободы и пошел проведать друзей-родных:
Всё это он делает почти не снимая доспеха, не меняя походной одежды и не стираясь. Я это к чему - воображаете, какое от него после похода амбре исходит? Удивительно, что никто в баню не послал. Видать, ковид не только в 21 веке бушевал...
Круг нанесённых визитов обогащает нас следующими сведениями:
- Ленка и Макс всё ещё любят друг друга и хоть сейчас готовы пожениться;
- батя Макса - Григорий Скуратов (Малюта) - довольно симпатичный бородатый мужик, очень любящий сына. Некогда он был лихим воином, сына учил всегда говорить и поступать по правде, но теперь стал хитрым, осторожным интриганом;
- чуть ли не все встречные мужчины говорят Максу, что "времена нынче другие" и Скуратову-младшему лучше не трепаться при дворе о встрече с Курбским и опричниками.
Макс, однако, упорный правдоруб и потому сразу рассказывает царю при встрече о грамоте от Курбского. Царь Иван, узнав, что Макс отпустил Курбского, обижается и уходит.
Царь именно что обижается. Он не предается монаршему гневу, даже не впадает в набившую оскомину истерику, царь просто обижается и уходит восвояси. Это был первый тревожный звоночек.
Далее, помолившись в храме и послушав шум дождя, царь прощает Макса и зовёт его к себе вечерять. При этом он не присылает к Максу гонца с помпезным прощением, не оказывает ему личный визит, а робко, по-девичьи, говорит Скуратову-старшему:
Ты знаешь... Ты скажи Максиму, что не обижен я на него. Пусть вечерять ко мне приходит. Он ведь не предаст - Максим-то?...
Тихий тревожный звоночек прозвонил снова.