Найти в Дзене
Кыш Бабай

"Грозное время" - необычный сериал про опричнину. Часть 1

Оглавление

Ох ты гой еси, синематограф российский!

В времена давние-стародавние

Черно-бело твердознаквенные

Изобрели два немца франкских

Братьями Люмьер именуемые

Чудо чудное.

И назвали его синематограф.

Чудо сие позволяло делать не абы что, а снимать видосики и загружать их на Ютуб и Тик-Ток. Только вот при царе Николае II, во времена коего Люмьеры умудрились собрать кинокамеру, как назло Интернет еще не провели, потому пришлось братьям отказаться от идеи стать популярными тик-токерами и блоггерами на Ютубе. Впрочем, в прокрастинацию они не впали и начали снимать фильмы на кинопленку и показывать свои видеозаписи людям посредством своего же аппарата. Также, аппаратец сей был запущен в серийное производство.

Народу киношки Люмьеров пришлись весьма по вкусу и вскоре кино стало довольно популярным и любимым развлечением у люда честного. Многие кино смотрели, однако нашлись и те, кто как и Люмьеры стал кино снимать. С тех пор род человеческий стал одержим страстью снимать и смотреть фильмы. Эта страсть захлестнула и Россию.

Со времен Люмьеров утекло немало воды. Шли годы, рождались и исчезали империи, а фильмы всё снимали и снимали в русской земле. Какие-то из них оказывались шедеврами на все времена, какие-то - очень неочень. Но процесс был неостановим, благо тем и идей, о чем снять фильм или сериал, на Руси оказалось с избытком.

Одна из таких идей породила сериал "Грозное время". Что это за чудо и с чем его едят и что пить, если Вы его съели? - Что ж, давайте разбираться.

-2

"Грозное время" - 4-серийный сериал 2010 года н.э. повествующий о эпохе Ивана Грозного. Сериал этот довольно... необычный и даже можно сказать неоднозначный. С чего бы начать...

Прежде всего, это экранизация романа Алексея Константиновича Толстого "Князь Серебряный". Правда, понять это можно, лишь посмотрев сам сериал, поскольку ни в титрах, ни в описании в Интернете информации об этом нет. Да и экранизация эта отчасти вольная, хотя и видно, откуда ноги растут.

-3

Для незнающих - краткий пересказ романа Толстого (осторожно, спойлеры): главгерой князь Никита Серебряный возвращается из посольской миссии в Россию. По пути он узнает, что царь Иван IV установил опричнину, начал казнить людей направо и налево, а сами служащие царю опричники довольно неприятные ребята. Он переживает несколько злоключений, чуть не попадает на плаху, спасает царевича Ивана Ивановича и во главе отряда разбойников громит татар.

Попутно разворачивается любовный треугольник между Серебряным, князем из опричнины Афанасием Вяземским и Еленой, женой боярина Дружины Морозова. Дело такое: Елена и Серебряный давно любят друг друга и хотели поженится, но Серебряного послали посольствовать в Литву. Пока он катался по заграницам, к Елене стал активно приставать Вяземский, которому Ленка тоже очень нравилась. Ленке же он не нравился и, дабы спастись от Вяземского, она быстренько выскочила замуж за старика-Морозова. Морозов, собственно, к Елене чувствами не пылал, но, видя её страдания из-за преследований Вяземского, сам предложил ей крышу в форме замужества. Про наличие у нее чувств к Серебряному Елена Морозову не сказала.

Замужество Елены нельзя сказать, что охладило пыл Вяземского и Серебряного. Но, если Серебряный принял удар судьбы вполне стоически, то вот Вяземский весь извёлся. В итоге, по совету царя, Вяземский с опричниками попытался выкрасть Елену, только вот успехом для него сия авантюра не увенчалась - Ленка сбегла.

В итоге царь казнил Вяземского (по навету), Морозова (за длинный язык), Елена постриглась в монахини, а Серебряный уехал воевать с татарами и сгинул. В общем, все несчастны, все страдают, как и положено в русской литературе.

-4

А теперь, что показывает нам сериал?

Начинается рассказ с Максима Григорьевича Скуратова, сына небезызвестного Малюты.

И тот и другой были и в романе, но в сериале Максиму дали другую роль. В "Грозном времени" Макс стал и.о. князя Серебряного.

Макс во главе отряда аж из 3 всадников едет с Ливонской войны домой. По пути они встречают равный им по численности польский отряд и от щедрости души русской решают прописать им звездюлей.

От русских щедрот тикает один лях, который оказывается не абы кем, а самим князем Андреем Михайловичем Курбским, неполживейшим диссидентом №1 XVI века.

князь Курбский
князь Курбский

Курбский и Максик бьются на сабельках, чутка ругаясь на тему политики. В итоге Курбский говорит Максу, что в России полный атас из-за политики царя, отдает грамоту, которую вёз, и уходит в камыши. Грамотка оказывается не простая, а от крымского хана к польскому королю с планированием совместного похода на Россию.

пресловутая грамота
пресловутая грамота

Макс и компания катят дальше и добираются до родных пределов.

А в родных пределах происходит беспредел: опричники грабят деревню:

-8

Остановимся на внешности опричников: в кино существует стереотипный образ опричника как человека в черной одежде с метелкой и собачьей головой у седла. Истоки такого образа идут из записок иностранцев, побывавших в России времен опричнины, правда насколько можно им верить - не понятно. Однако, образ опричников как "людей в чёрном" прижился и кочует из фильма в фильм:

Хотя вот тот же А. К. Толстой вставил в свой роман вырезку из "Истории государства Российского" Карамзина с указанием, что:

  • чёрная униформа полагалась не всем опричникам, а лишь 300 "самым злейшим" (как их охарактеризовал Карамзин);
  • это была не просто чёрная одежда, а монашеские одеяния (тоже мелькают у опричников в фильмах).

К слову, у Толстого опричники не щеголяют постоянно в черной форме, и опознают их в основном по мётлам и головам собак.

В кино порой тоже отходят от просто чёрного одеяния опричников. Например, в фильме "Гроза над Русью" массовка опричников наряжена под иноков, а в немом фильме 1926 г. "Крылья холопа" опричники носят не то шарфы, не то капюшоны, расшитые религиозной символикой и отдаленно напоминающие одежду схимников:

Сериал "Грозное время" тоже решил отойти от стереотипов и из привычной символики оставил опричникам только головы собак и мётлы. Итак, встречайте: опричники в рыжих кафтанах:

-11

Ну а что? Какое-никакое, а всё ж таки разнообразие. Да и выглядят царёвы люди вполне прилично и симпатично.

Только вот разоряемая деревня с частично пущенными в расход жителями не способствует симпатиям к опричникам со стороны Макса. Люди Скуратова-младшего вяжут опричников и недолго думая вырезают их самих.

И вот тут выясняется, что Максим вообще не в курсе о введении опричнины. Опричников он принял за разбойников, потому и позволил своим людям перебить их.

В романе князь Серебряный тоже не знал об установлении опричнины. Встретив грабящих деревню опричников, он как и Макс принял их за бандитов. Но вот в чём загвоздка: действия романа начинаются в 1565 году, в год введения опричнины. Серебряный до этого 5 лет посольствовал в Литве, так что тут понятно, почему он не знал о недавних переменах внутри России.

"Князь Никита Романович Серебряный и связанные опричники". Рис. худож. К. В. Лебедева, грав. на меди А. Лалоз.
"Князь Никита Романович Серебряный и связанные опричники". Рис. худож. К. В. Лебедева, грав. на меди А. Лалоз.

Макс из сериала тоже 5 лет как воюет, НО:

1. В сериале показан 1572 год - упоминают, что в прошлом году (1571) хан разорил Москву, а дальше по сюжету будут собирать войска для битвы при Молодях в 1572 г. Таким образом, опричнина в сериале существует уже 8 год.

2. Серебряный 5 лет провел за границей, Максим же воевал в Ливонской войне, т.е. - оружием раздвигал пределы России. Получается, юридически он не покидал территории Российского государства.

3. Максим - сын не абы кого, а самого Малюты Скуратова - одного из виднейших деятелей опричнины.

Так что остается лишь гадать, как Макс умудрился так долго не замечать существование опричнины буквально у себя под носом.

Между тем, пока Максим Скуратов едет домой и геноцидит встречных негодяев, дома - в Александровской слободе - творятся дела следующие:

  • нам показывают оставшиеся части любовного треугольника из книги: Елену, Вяземского и Морозова;
  • сериал знакомит нас с Иваном IV и его двором.

Начнем с треугольника: он здесь несколько изменен.

В сериале, как и в книге, есть Елена в качестве избранницы главного героя и Морозов в роли её отца - это первое изменение. Елена тут родная дочь Морозова. Она любит Макса, Макс любит её и обещал взять в жёны. Морозовы и Скуратовы вроде как были не против брачного союза детей, но тяперечи меж ними разлад: Малюта не благоволит браку сына, поскольку Морозов не сегодня-завтра может попасть в опалу или того хуже, Морозов же сомневается в том, что Макс вообще жив (слухи де, что он погиб), и втихаря сговорился с Вяземским о свадьбе.

Князь Афанасий Вяземский в целом не изменился за лето: как и в книге, он сохнет по Елене и катается к колдуну ворожить. Правда колдун тут иной - вместо мельника в "Грозном времени" некий шаман языческого капища, непонятно как оказавшегося посреди православных русских земель 16 века:

Ворожба представляет из себя построчное цитирование диалога колдуна и Афанасия из книги и имеет тот же эффект: Вяземский узнаёт, что в будущем у него полный *белый полярный лис*.

Меж тем, показывают нам двор царский и самого Ивана Васильевича. Царь Иван проживает в уже упомянутой Александровской слободе, в роли которой тут Ростовские кремль и палаты. Палаты, к слову, вполне аутентичны эпохе московских князей-царей 15-17 вв., только вот облупленность стен и общая пустота покоев свидетельствует о том, что вообще-то цари здесь давно не живут.

Царя играет актер Олег Долин и царь у него довольно... интересный.

Кинематограф знает различные образы Ивана Грозного и, в частности, можно заметить такую тенденцию: периодически царя любят старить. Серьёзно, в ряде фильмов, показывающих события 60-70-ых годов 16 века, Ивана Грозного представляют дряхлым старцем:

Между тем, царь Иван родился в 1530 г. и на момент 1565-1572 гг. ему было от 35 до 42 лет. Олег Долин вполне соответствует данному возрасту, да и выглядит он рослым, энергичным красавцем.

мужчина хоть куда в самом расцвете сил
мужчина хоть куда в самом расцвете сил

Кроме того, царь Долина тратит время не на поиски мнимых заговоров и истерики, а занимается своими прямыми обязанностями: руководит государством. В частности, он рассуждает о том, какие плюсы и минусы принесло России перемирие с Польшей. На упоминание своего отъезда в Новгород во время похода хана Давлета на Москву в прошлом году, царь говорит:

Чем Давлет рискует? Да ничем. Убью его - и сядет другой хан в Крыму. А меня? Меня кто заменит? Вы, может быть, думаете, я в Новгород для себя отъехал. Для государства. Меня не станет - не станет и Руси.

Хотя к данному высказыванию можно придраться, ибо вряд ли Давлет Герай был лишен инстинкта самосохранения, но оно показывает данного царя Ивана как ответственного правителя.

"И где эта Кемская волость?"
"И где эта Кемская волость?"

Также, царь Иван тут обладает живым характером и неплохо подвешенным языком - он любит порассуждать вслух, сделать замечание о каком-нибудь явлении, а также способен неплохо аргументировать свои поступки и решения.

Правда, есть у данного образа царя и недостатки. Прежде всего - причёска и борода.

Иван Грозный по описаниям современников брил голову и носил густую рыжую бороду. Олег Долин же брюнет и борода его по густоте не дотягивает до ивановой. А со стрижкой под ёжика он вообще больше похож на кавказского джигита или турецкого султана, чем на Ивана IV. Куда смотрели гримёры, когда делали ему внешний вид, не понятно. Один плюс: хотя бы стереотипные патлы до плеч не приклеили.

Кроме того, царь Иван Долина отличается отсутствием царственного поведения, величественности. Он носится как угорелый и запанибратски ведет себя с подданными - может преспокойно обнять или сесть рядом:

Также, имея в инвентаре шапку и посох, царь совершенно не умеет ими пользоваться: посох ему нужен лишь затем, чтобы пробить ногу Шибанову, а про то, что в России 16 века аристократам и монархам было неприлично ходить на людях с голой макушкой царь, видимо, вообще не в курсе. Впрочем, последнее - беда многих персонажей этого сериала (да и не только этого).

В целом, несмотря на недостатки, первое произведение этот Иван IV производит вполне приятное. Одно удовольствие видеть умного государя, а не психа с манией преследования. Но, забегая вперед, скажу - это только первое впечатление. Дальше пойдут тревожные звоночки.

А между тем, Макс наконец-то доехал до Александровской слободы и пошел проведать друзей-родных:

Всё это он делает почти не снимая доспеха, не меняя походной одежды и не стираясь. Я это к чему - воображаете, какое от него после похода амбре исходит? Удивительно, что никто в баню не послал. Видать, ковид не только в 21 веке бушевал...

Круг нанесённых визитов обогащает нас следующими сведениями:

  • Ленка и Макс всё ещё любят друг друга и хоть сейчас готовы пожениться;
  • батя Макса - Григорий Скуратов (Малюта) - довольно симпатичный бородатый мужик, очень любящий сына. Некогда он был лихим воином, сына учил всегда говорить и поступать по правде, но теперь стал хитрым, осторожным интриганом;
  • чуть ли не все встречные мужчины говорят Максу, что "времена нынче другие" и Скуратову-младшему лучше не трепаться при дворе о встрече с Курбским и опричниками.

Макс, однако, упорный правдоруб и потому сразу рассказывает царю при встрече о грамоте от Курбского. Царь Иван, узнав, что Макс отпустил Курбского, обижается и уходит.

Царь именно что обижается. Он не предается монаршему гневу, даже не впадает в набившую оскомину истерику, царь просто обижается и уходит восвояси. Это был первый тревожный звоночек.

"Фи - ну ты и кака, Максимка!"
"Фи - ну ты и кака, Максимка!"

Далее, помолившись в храме и послушав шум дождя, царь прощает Макса и зовёт его к себе вечерять. При этом он не присылает к Максу гонца с помпезным прощением, не оказывает ему личный визит, а робко, по-девичьи, говорит Скуратову-старшему:

Ты знаешь... Ты скажи Максиму, что не обижен я на него. Пусть вечерять ко мне приходит. Он ведь не предаст - Максим-то?...

Тихий тревожный звоночек прозвонил снова.

Часть 2

другие части разбора