Режиссёр Элем Климов буквально ворвался в советское кино. В 1964 году он снял дебютный фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Вроде бы детская комедия о приключениях в пионерском лагере очень понравилась и взрослой публике и по сей день числится в отечественных кинохитах. Но, несмотря на успех, молодой режиссёр не собирался почивать на лаврах и тут же начал снимать следующую ленту.
Сценарий был создан Александром Володиным, тогда драматургом начинающим. К слову, параллельно снималась ещё одна картина по сценарию Володина, мелодрама «Звонят, откройте дверь», которая сделала звездой юную Елену Проклову. Климов же взялся за немного иную историю, рассказывающую о том, что в каждом человеке живёт талант. «Похождения зубного врача» должны были показать зрителям, что
талант может по-настоящему расцвести и принести радость не только обладателю, но и окружающим, но может и погибнуть, если всячески ему мешать.
В главной роли, того самого зубного врача Чеснокова, режиссёр увидел молодого артиста МХАТа Андрея Мягкова. Мягков до того в кино не снимался, но Климов был поражён его игрой на сцене. 2
7-летний Мягков и сам недалеко ушёл от героя: он тоже недавно закончил учёбы и тоже только делал первые шаги в профессии, так что образ молодого врача пришёлся ему впору.
А вот роль завистливой коллеги Чеснокова Климов предложил Вере Васильевой. Васильева в отличие от Мягкова была уже актрисой звёздной и блистала на сцене. Увы, кинематографисты в те годы Веру не жаловали:
в своё время актриса отказала в симпатиях высокопоставленному чиновнику, за что её отлучили от кино.
Но Элем Климов не побоялся позвать актрису, мало того, он предложил ей роль отрицательную, что для и для самой Васильевой, и для зрителей было непривычно. Однако Вера Кузьминична с задачей справилась и выглядела в образе интриганки убедительно.
Попала на съёмки к Климову и ленинградская театральная звезда Алиса Фрейндлих. Фрейндлих к тому моменту снималась уже десять лет, но лишь в эпизодических ролях. Климов доверил ей одну из центральных героинь, фактически подарив известность и популярность. А ещё он впервые позволил артистке петь в фильме, сделав из неё эдакую девушку-барда.
Появились в «Похождениях зубного врача» ещё три исполнителя, которым в будущем суждено было стать звёздами. В начале шестидесятых они лишь пробовали себя в кино, но спустя годы стали знаменитостями. Игорь Кваша, Елизавета Никищина и Ольга Гобзева сыграли у Климова первые значительные роли. Кстати, у Ольги Гобзевой жизнь сложилась очень причудливо:
до начала девяностых она много и успешно снималась, занималась озвучанием, а потом ушла в монастырь.
#секретная биография
На съёмки группа отправилась в Калугу, где киношникам удалось найти эффектыне пейзажи. Впрочем, и по сюжету молодой врач отправлялся на практику в провинциальный город, так что подмосковная Калуга была очень подходящим местом. К тому же Мягкову, Васильевой и Кваше, занятым в театрах, удобно было совмещать съёмки с репетициями и спектаклями. Любопытно, что
на площадку регулярно приезжали местные пожарные. Но вовсе не для того, чтобы спасть киношников из огня.
Пожарные помогали создавать нужные погодные условия: они поливали артистов водой из брандспойтов, когда по сюжету шёл дождь, и заваливали пеной, когда надо было изобразить позднюю весну.
Во время съёмок случилась неприятность: Андрей Мягков так увлёкся процессом, что повредил ногу, поэтому группе пришлось его некоторое время ждать. Тем не менее к концу 1965 года картину смонтировали и представили худсовету. Казалось, что фильм с лёгкость пройдёт цензуру, ведь там была всего лишь
история молодого доктора, который преодолевает козни недоброжелателей и утверждается в профессии.
Однако утверждения пришлось ждать целых два года: цензоры решили, что
«Похождения зубного врача» — злобная карикатура на советскую действительность,
поэтому ему не место в кинотеатрах. В 1967 году лента всё-таки вышла в прокат, но было сделано меньше сотни копий, так что увидеть её смогли немногие. Но и сам прокат продлился недолго: чиновники от кино сочли, что лучше всё-таки перестраховаться и запретить сомнительную историю. Фильм задвинули на дальнюю полку, причём настолько дальнюю, что он даже не всегда фигурировал в официальной фильмографии Элема Климова. И только через двадцать лет, когда с началом перестройки начали открывать архивы и знакомить зрителей с запрещёнными когда-то фильмами, о «Похождениях зубного врача» узнала широкая аудитория.
Сейчас «Похождения зубного врача» смотрятся немного наивной, хотя и светлой сказкой, где добро побеждает зло. А уж происки коварной Ласточкиной, героини Веры Васильевой, и вовсе выглядят невинными забавам на фоне происходящего в нынешней медицине. Кстати, а вы боитесь зубных врачей?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296