Найти тему

Режиссёрская халтура, неожиданно ставшая шедевром

Тема подростковой любви и сегодня воспринимается неоднозначно, а в советские времена она была почти табуированной. Фильмы про ЭТО, да ещё и с участием почти детей почти не появлялись. Тем удивительнее, что картину «Сто дней после детства» с восторгом встретили не только зрители, но и чиновники. Мало того, ленту называли чуть ли не шедевральной! При этом режиссёр Сергей Соловьёв изначально ни на что не рассчитывал. За ним закрепилась репутация режиссёра неблагонадёжного, предыдущие его три фильма сочли провальными, а самого упрекали в непрофессионализме. В конце концов Соловьёв надумал сделать кино про пионерскую организацию, которое удовлетворило бы цензоров и позволило бы ему дальше работать спокойно.

«Сто дней после детства» он называл «продуманной халтурой»

и за дело взялся без особого энтузиазма. А на выходе получилась картина, изменившая его жизнь.

Кадр из фильма «Сто дней после детства»
Кадр из фильма «Сто дней после детства»

Съёмки начались в 1974 году.

Сценарий написал сам Сергей, взяв за основу повесть Александра Александрова, изначально носившую название «Живые души».

Александров тоже принимал участие в написании сценария, хотя в итоге книжная история претерпела сильные изменения.

Работа началась с подбора актёров. Любимой героиней Александрова была Соня, так что ему и отдали право выбора. Сценарист остановился на школьнице Ирине Малышевой, которая прежде в кино не снималась.

Фото со съёмок. Ирина Малышева
Фото со съёмок. Ирина Малышева

Главную героиню, Лену, искал сам Сергей Соловьёв. Он мечтал видеть в этой роли девушку, похожую на Ирину Купченко, в которую буквально влюбился после выхода фильма «Дворянское гнездо» (1969). По словам режиссёра, создавая сценарий, он описывал именно юную Купченко, так что помощникам было дано задание: найти 13-летнюю копию Ирины. Увы, такой не нашлось, зато ассистенты привели режиссёру Татьяну Друбич.

Фото со съёмок. Ирина Малышева и Татьяна Друбич
Фото со съёмок. Ирина Малышева и Татьяна Друбич

Она в 1971 году уже снялась в главной роли в фильме «Пятнадцатая весна», так что новичком не была.

Соловьёву девочка категорически не понравилась, он долго сопротивлялся,

но как-то, после задушевного разговора узнав Татьяну поближе, он осознал, что нашёл свою актрису. Несмотря на то, что Друбич совсем не походила на Купченко внешне, выяснилось, что она внутренне соответствует придуманному режиссёром образу.

Ещё большая ответственным был подбор главного героя. Соловьёв и Александров пересмотрели сотни мальчишек, провели массу собеседований, сделали множество проб, и наконец остановились на юном Борисе Токареве, не имевшем опыта съёмок, но всё-таки чем-то им приглянувшемся.

Фото со съёмок. Борис Токарев
Фото со съёмок. Борис Токарев

На съёмки киношники выехали в Калужскую область, где мосфильмовские специалисты построили декорации. Интересно, что работа над сценарием не прекращалась даже на съёмочной площадке. Александров и Соловьёв, ближе узнававшие юных актёров, постоянно корректировали характеры героев и сюжет. Но поначалу работа складывалась непросто.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Подростки – это не дети с их очаровательной непосредственностью, но ещё и не взрослые, понимающие меру ответственности.

У подавляющее большинства ребят не было актёрского опыта, дубли им быстро наскучивали, они утомлялись от повторений одного и того же, а режиссёр всё равно заставлял их сниматься снова и снова.

Фото со съёмок. Оператор Леонид Калашников
Фото со съёмок. Оператор Леонид Калашников

Самого Соловьёва это тоже раздражало, тем более что он и не планировал особенно напрягаться, ведь фильм задумывался как легкая бездумная поделка. Но со временем все друг к другу притёрлись, а режиссёру даже понравился процесс.

Фактически он лепил из непослушной глины настоящие произведения искусства.

И настоящим Пигмалионом Соловьёв стал для Татьяны Друбич. Юная девушка влюбилась в режиссёра, но у того была семья, да и заводить отношения с подростком ему не хотелось. Тем не менее, Друбич стала его музой, а через несколько лет и женой.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Сдавая фильм худсовету, Сергей Соловьёв был уверен в провале. Да и

на «Мосфильме» картину встретили прохладно.

А вот тогдашний председатель Госкино Ермаш историю оценил и даже предложил отправить её на Берлинский кинофестиваль. Там «Сто дней после детства» произвели фурор и получили Серебряного медведя, вторую по значимости награду форума. А сам фильм теперь считается уже классикой и, наверное, больше других ассоциируется с Сергеем Соловьёвым.

А в вашей жизни была влюблённость в пионерском лагере?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-8