В 1966 году режиссёр Юлий Карасик начал свой третий фильм. Первый его фильм прошёл незамеченным, а вот вторая работа имела взрывоподобный эффект. Это была «Дикая собака динго» (1962), в котором речь шла о непростом подростковом мире. В третьей картине Карасик обратился к теме лиричной, любовной, но подростки в ней тоже были. Любопытно, что и этом фильме, и в предыдущем действие происходит на Дальнем Востоке, хотя сам режиссёр никакого отношения к нему не имел.
Лента «Кто сказал: “Где?”» создавалась по повести писателя Леонида Завальнюка «Дневник Родьки – «трудного» человека». Завальнюк и Карасик вместе написали сценарий об отношениях людей, юных и зрелых, мужчин и женщин.
Авторы сознательно ушли от морализаторства, хотя могли бы рассказать историю назидательную и поучительную, ведь одна из линий сюжета – влюблённость девушки в отца бывшего жениха.
Но Завальнюк и Карасик поставили целью показать не приземлённость чувств, а их широту, умение людей читать между строк и жертвовать собой, когда это нужно.
Главного героя, отца двоих сыновей, сыграл Георгий Жжёнов. Вдумчивый, рассудительный, где-то осторожный, но очень глубокий человек – таким получился в его исполнении отец семейства, что в целом вообще соответствует амплуа этого замечательного актёра.
Роль старшего брата, одарённого, но склонного к резкости и порой скоропалительным решениям, отдали Николай Мерзликину, у которого до этого был всего один фильм.
Второй звездой картины была Тамара Сёмина,
актриса уже опытная и очень популярная: к тому моменту уже были сняты и «Воскресение» (1960), и «День счастья» (1963), и «Время, вперёд!» (1965). Именно она сыграла героиню, которая, которую настигла любовь к зрелому мужчине, персонажу Георгия Жжёнова.
Молодое поколение было представлено в том время ещё школьниками Евгением Герасимовым, который предстал младшим сыном, и Аллой Витрук, его соседкой и приятельницей. Оба не был дебютантами:
для Герасимова фильм стал вторым, для Витрук – третьим.
Евгений Герасимов, как известно, стал впоследствии актёром (и тут один робот Вертер из телефильма «Гостья из будущего» (1984) чего стоит!), а сейчас известен как политик. А вот Алла Витрук, которой предрекали бурную карьеру, от артистической стези отказалась и больше в кино не снималась.
С юными актёрами режиссёр много работал, тщательно готовил мизансцены и учил, как делать серьёзное комичным и комичное серьёзным.
Особую лиричность придал ленте операторский взгляд. И это неудивительно, ведь
снимала ленту женщина, оператор с 20-летним стажем Эра Савельева.
Эре Михайловне впервые пришлось снимать фильм цветной, и это оказалось для неё чуть ли не испытание.
Но в итоге она не просто его достойно прошла, но и передала через экран чувственность, недосказанность и в чём-то даже страстность.
Перед прокатом рабочее название изменили на, пожалуй, более выразительное и точное – «Человек, которого я люблю».
А как вы считаете, отец двоих взрослых сыновей мог ответить на чувства девушки?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296