Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Советский фильм, который сразил Голливуд наповал

Кинофантастику в СССР снимали нечасто. Возможно, виной тому было отсутствие материала, который чиновники сочли бы достойным для экранизации, ведь зачастую

целью таких картин была демонстрация преимущества социалистического/коммунистического строя по сравнению с западным капитализмом.

Такое направление избрали, например, создатели ленты «Тайна двух океанов», которая стала хитом не только у молодой публики, но и у взрослой аудитории. Спустя пять лет появился ещё один фантастический фильм, но в нём авторы уже обратили внимание не на изучение Земли, а на космос. Тема тогда была невероятно актуальной, запуски спутников становились громкими событиями, и только-только совершил полёт Юрий Гагарин. Так что глубины космоса интересовали почти всех. На этом фоне и сняли теперь уже легендарную ленту «Планета бурь» (1961), которая заворожила даже искушённый Голливуд.

Кадр из фильма «Планета бурь»
Кадр из фильма «Планета бурь»

В основу картины легла одноимённая повесть советского писателя Александра Казанцева, он же принял участие в написании сценария. Его соавтором стал

режиссёр Павел Клушанцев, личность потрясающая и гениальная. Клушанцев был также и режиссёром «Планеты бурь», хотя до того специализировался на научно-популярных, а вовсе не художественных фильмах.

Начинал он как кинооператор, причём почти сразу увлёкся комбинированными съёмками. Коллеги Клушанцева комбинированные съёмки не жаловали: они требовали длительной подготовки, реализовывать их было непросто и трудозатратно. А вот Павлу Владимировичу очень нравилось придумывать что-то новое и делать это собственноручно, так что в итоге он выдвинулся именно как оператор с фантазией и руками. Его постоянно приглашали режиссёры, работавшие над научными картинами, поскольку именно спецэффекты Клушанцева оживляли картинку и придавали ей натуралистичность, будь то подводный мир или поверхность Марса.

Любопытно, что Клушанцев был во многом провидцем. Он вспоминал, что как-то ему необходимо было показать в фильме советскую ракету, летящую в Луне. Никаких чертежей и проектов в открытом доступе по понятным причинам не было, так что ему пришлось самому придумать эту ракету. Подкованный в техническом плане и увлечённый космосом режиссёр изучил труды Циолковского и начертил космический корабль, рассчитав, каким он должен быть.

Когда Клушанцев принёс разработки и рисунки научным консультантам, ему категорически запретили воплощать задуманное: ракета, придуманная любителем, была точь-в-точь похожа на ту, что разрабатывал академик Королёв.

Когда зашла речь об экранизации «Планеты бурь», Павел Клушанцев взялся на работу с энтузиазмом, ведь ему предстояло создавать на экране и космос, и инопланетные миры. По сюжету три космических корабля с советско-американским экипажем отправились к Венере, но уже в пути их настигают неприятности. Когда исследователи космоса оказались на планете, события стали развиваться непредвиденно. И огромная заслуга Клушанцева в том, что именно благодаря ему

в картине есть та самая пугающая неизвестностью и внезапностью атмосфера Венеры, где всё непонятно и необъяснимо.

Полумистические венериаснкие пейзажи, доисторические гиганты, потоки лавы - сегодня кажется, что всё это можно с лёгкостью воплотить в кино. Но не забывайте, что речь идёт о начале шестидесятых, когда о компьютерной графике и речь не было. К тому же, бюджет у фильма вряд ли был безразмерным, так что

все спецэффекты создавались чуть ли не на коленке и за копейки. Но смотрятся они от этого не менее впечатляюще.

Считается, кстати, что именно Клушанцев придумал, как показать невесомость в космосе. По его задумке, актёра подвешивали на тросе, но это, конечно, новинкой не было. Зато он догадался, что снимать «космонавта» нужно снизу, тогда телом он закроет тот самый трос, и для зрителя будет парить в воздухе. Взгляд опытного кинооператора вообще режиссёру сильно помогал. Например,

венерианский вездеход был снабжён 4 колесами, но снимали его с определённого ракурса, при котором колёса видны не были, отчего создаётся впечатление, что машина плывёт над поверхностью.

Ещё один оригинальный ход был придуман со звуком. В нескольких сценах в «Планете бурь» звучит женский вокал, изображающий звуки Венеры. В ту пору синтезаторов не было, так что создать искусственный звук было нельзя. Тогда авторы позаимствовали записи перуанской певицы Имы Сумак, слегка обработали их и вставили в фильм. Получилось очень необычно.

В кинотеатрах фильм неизменно собирал аншлаги. Мало того, «Планету бурь» купили кинопрокатчики почти 30 стран, включая США. Позднее

режиссёр Джордж Лукас назвал Павла Клушанцева крёстным отцом «Звёздных войн», поскольку именно «Планетой бурь» Лукас вдохновлялся, работая над первой частью саги.

Голливудские воротилы пошли ещё дальше: они выкупили полные права на ленту, перемонтировали, досняли новые эпизоды и выпустили в США под названием «Путешествие на доисторическую планету» в 1965 году. А потом фильм переделали ещё раз и отправили в прокат как «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968). Правда, этим поделкам было далеко до оригинала, а зрители оценили их невысоко.

А как вы считаете, почему советские кинематографисты не любили фантастику?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-2