— Вы знаете общую длину коридоров Эрмитажа?
— Кажется, двадцать километров.
— Двадцать два. А немцы от нас — в четырнадцати.
Этот диалог из фильма «Всегда со мною… » (1976) я хотела бы взять в качестве эпиграфа. Он, как ничто другое, точно описывает жизнь сотрудников Эрмитажа, да и вообще всех лениградцев, в годы блокады.
Соломон Шустер — не только (а, возможно, и не столько) режиссёр, сколько знаток искусства и коллекционер. И его третья режиссёрская работа в художественном кино «Всегда со мною… » (1976) была посвящена как раз тому, что он знал и любил — искусству. Точнее,
людям искусства, сотрудникам ленинградского Эрмитажа, которым в блокадном городе музейные стены и оставшиеся экспонаты помогали сохранять рассудок и попросту выживать.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Вдохновил Шустера на постановку картины сценарий маститого драматурга Леонида Зорина «Спасение». Действие происходит в семидесятые. Главный герой, именитый учёный Андрей Ильин, который вот-вот получит звание академика, отправляется из Москвы в Ленинград, чтобы открыть посвящённую Алишеру Навои выставку в Эрмитаже.
Оказавшись в Ленинграде, Ильин то и дело вспоминает военные годы, когда он был молод и оставался с коллегам в закрытом музее.
Вперемежку с событиями дней сегодняшних в его памяти то и дело возникают видения из прошлого: люди, разговоры под взрывы снарядов и даже
праздник при свечах в Эрмитажном театре, во время которого голодные музейщики в потёртых пальто жмутся друг к другу, но по-прежнему вдумчиво и интеллигентно, как в былые мирные времена, рассуждают всё о том же Навои, чьё 500-летие отмечалось в 1941.
Главные роли, Андрея Ильина и его жены Тани, тоже служившей в Эрмитаже во время войны, получили звёздные артисты — Владислав Стржельчик и Алиса Фрейндлих.
Фрейндлих и сама пережила блокаду, так что чувства героини отлично понимала. Позднее, когда «Всегда со мною… » вышел, именно Алиса Бруновна получила больше всего похвал и лестных откликов за роль в фильме.
Вообще Шустер собрал уникальный ансамбль, где каждый исполнитель был сам по себе огромной величиной: Ангелина Степанова, Алла Демидова, Зинаида Шарко, Владимир Зельдин, Юрий Катин-Ярцев, Олег Басилашвили, Иван Соловьёв, Никита Подгорный.
Новое поколение кинематографистов представляли Светлана Крючкова, Николай Бурляев, Лариса Удовиченко, Наталья Лебле. Редко встретишь ленту, где было бы сразу столько мастеров кино и театра.
Снимали «Всегда со мною… », конечно же, в Ленинграде и в самом Эрмитаже, и эти прекрасные кадры — отдельное наслаждение.
Надо сказать, что Шустер создал фильм неспешный, в нём почти ничего не происходит, но много разговоров, современных и уже полуистёршихся из памяти.
В действии часто возникают паузы, когда герои молчат или камера просто останавливается, но, вероятно, режиссёр хотел, чтобы зрители сами, своими собственными мыслями заполняли эти паузы.
Самым захватывающим (не в плане динамики, а в плане психологии) получился момент праздника посреди войны, праздника аксетичного, сдержанного, но невероятно интеллигентного.
Особенно торжественно и одновременно страшно он выглядит с высоты лет: в 1941 году музейщики, как, впрочем, и остальные ленинградцы, ещё не знали, что им предстоит вынести.
Согласно сюжету, кстати, некоторые коллеги Ильина блокаду пережили и встречаются с ним уже в цветущем Эрмитаже семидесятых на открытии выставки. Тут отмечу ещё, что
режиссёр и оператор для более чёткого разделения события настоящего и прошлого прибегли к традиционному приёму — использованию разной плёнки.
Семидесятые — это цветные кадры, а вот военное время — чёрно-белые (или, скорей даже, сепия).
Фильм «Всегда со мною… » вышел в 1976 году, но, несмотря на участие знаменитостей, успеха не снискал.
Массовый зритель не оценил работу Шустера потому, что она была очень философской, требующей умственного напряжения, заставляющей возвращаться в прошлое и думать, постоянно думать.
Критики сочли, что режиссёр отдалился от сценария Зорина (который как раз хвалили) и увлёкся собственной трактовкой, пожертвовав стилем и замыслом драматурга.
Я бы назвала «Всегда со мною… » фильмом, где размышляют больше, чем говорят. Если вы любите ленты увлекательные, с интригующим сюжетом, то «Всегда со мною… » покажется вам скучноватыми и затянутым. Но это красивый интеллектуальный фильм с интересной музыкой. Это кино не на каждый день, оно для особого настроения. Да и где вы ещё увидите столько звёзд в одной картине?
Знаете об этой ленте?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: