Вчера для Европы был очень важный день — министры энергетики на чрезвычайном заседании решали, как им выходить из той ситуации, в которую они сами же себя и загнали. Основной темой обсуждения было установление предельной цены на российский газ — именно так, по мнению чиновников из Брюсселя, можно справиться с энергетическим кризисом.
Вообще, гениальный план Урсулы фон дер Ляйен включает в себя «пять экстренных мер»: сокращение спроса на электроэнергию, изъятие части доходов у компаний, производящих энергию из недорогих источников, введение дополнительных налогов для компаний с большой выручкой, поддержка коммунальных служб и ограничение цены на российский газ.
Не так давно европейские чиновники утверждали, что стоит лишь сократить потребление газа на 15%, и никаких проблем у Европы зимой не будет. И ведь большинству стран ЕС это действительно удалось - именно поэтому их министры бодро рапортуют о заполнении газовых хранилищ с опережением срока. Зачем же председатель Еврокомиссии предлагает экономить еще больше?
Оказалось, что если поставки газа из России полностью прекратятся, то той же Германии ее заполненных хранилищ хватит всего на несколько месяцев отопительного сезона. При этом текущее сокращение потребления электроэнергии уже смертельно для европейского бизнеса. Вот как описывают свое положение крупнейшие производители цветных металлов в Европе:
Наш сектор уже был вынужден пойти на беспрецедентные сокращения за последние 12 месяцев. Мы глубоко обеспокоены тем, что предстоящая зима может нанести решающий удар по многим нашим операциям, и мы призываем лидеров ЕС принять экстренные меры и действия по сохранению своих стратегических электроемких отраслей и предотвращению потери рабочих мест.
Половина алюминиевых и цинковых мощностей ЕС уже отключены из-за энергетического кризиса, также произошло значительное сокращение производства кремния и ферросплавов. Кроме того, не ослабевает дальнейшее негативное влияние на медный и никелевый секторы.
А если добавить сюда производителей удобрений, бумаги и керамики, многие из которых были вынуждены приостановить свою деятельность, то картина станет еще печальнее. Можно, конечно, закрыть оставшиеся предприятия и еще больше снизить спрос на электроэнергию, но во что тогда превратится Европа?
Любой кризис является лакмусовой бумагой как для отдельных стран, так и для их объединений — вот и текущий энергетический кризис во всей красе демонстрирует хрупкость европейского единства. Из пяти мер, предложенных Урсулой фон дер Ляйен, только две были единогласно одобрены членами ЕС — поддержка коммунальных предприятий и дополнительный налог для компаний с большой выручкой.
Предложение по сокращению спроса на электроэнергию было одобрено лишь частично, потому что Венгрия, Греция и Польша считают, что такие решения должны приниматься странами добровольно. Действительно, если тебе хватает топлива на зиму, то почему ты должен его экономить и испытывать дискомфорт ради солидарности с соседом?
Так же министры ЕС не смогли договориться о механизме изъятия сверхприбыли у компаний, производящих электроэнергию из недорогих источников. Тут тоже все очевидно - страны, годами развивавшие атомную или водную генерацию, не горят желанием делиться доходами с теми, кто этого не делал.
Но самые серьезные разногласия в дружной европейской семье возникли по поводу возможного ограничения цены на российский газ. То, что этот вопрос станет наиболее сложным, было понятно еще до заседания — многие официальные лица стран ЕС открыто высказывались против этой инициативы.
В той же Германии заявили, что Европа должна выработать «менее агрессивные меры» для сдерживания стоимости электроэнергии, потому что Россия может ответить на потолок цен полным прекращением поставок газа. Одно дело Португалия или Нидерланды, по которым отсутствие российского газа никак не ударит, но что будет с экономикой Чехии, Словакии, Венгрии и Австрии?
Если вы считаете, что Еврокомиссия с ее предложениями совсем оторвалась от реальности, то я вас удивлю — некоторые лидеры стран ЕС вообще живут в каком-то другом измерении. Иначе как объяснить тот факт, что представители 15 стран выдвинули встречную инициативу — ограничить цену не только на российский газ, но и на газ от всех остальных поставщиков.
Похоже, они всерьез уверены, что в мире существует только европейский рынок, и компании из Норвегии, Алжира, Катара и США будут вынуждены продавать свой газ по тем ценам, по каким им скажут.
Попытался спустить своих коллег на землю госсекретарь Нидерландов по добывающей промышленности Ханс Вийлбриф:
Если вы установите предельную цену на газ, то вы, скорее всего, столкнетесь с его дефицитом. Если вы снижаете цены, это обычно приводит к тому, что поставщики уходят куда-то еще.
Разумеется, этот голос разума не был услышан — Еврокомиссия учтет поступившие предложения и разработает новые «беспрецедентные меры для беспрецедентной ситуации». После таких заявлений тем же немцам и австрийцам должно стать по-настоящему страшно — каждое решение Брюсселя только усугубляло ситуацию, и вряд ли в этот раз что-то изменится.
Просто удивительно, что у такого большого числа европейских политиков напрочь отсутствует инстинкт самосохранения. Возможно, пребывая в каком-то выдуманном мире, они действительно не осознают опасности, нависшей над их странами. Но в реальном мире скоро наступит зима, которая для многих из них станет хорошим доктором, избавляющим от иллюзий.
Друзья, если хотите поддержать канал, то просто поставьте лайк и подпишитесь. Так же буду рад вам в комментариях :)
Всем спасибо за внимание!