В СССР с конца 1960-х годов головной технологический НИИ золотодобывающей промышленности Иргиредмет проводил активные работы по изучению техногенных россыпей с целью поддержания россыпной золотодобычи в районах с развитой инфраструктурой, но с выработанной сырьевой базой. В работе приняли участие геологи, горняки, обогатители. В результате были получены материалы по геологическому строению, особенностям отработки и обогащения техногенных россыпей. Основные выводы исследований сводятся к следующему.
В геологическом отношении техногенные россыпи состоят из ряда отличающихся по многим признакам элементов:
- отвалов вскрышных пород,
- галечных отвалов,
- эфельных отвалов промытых песков,
- илов в отстойниках технологической воды,
- недоработок плотика,
- внутриконтурных целиков,
- законтурных целиков,
- хвостов старых ШОУ.
Практически каждая техногенная россыпь содержит все перечисленные элементы, однако ценность их для каждой россыпи неодинакова.
Отвалы вскрышных пород обычно содержат мало золота, хотя имеются случаи их приемлемой золотоносности. Золото в торфа попадает из-за погрешностей в определении мощности пласта при разведке (прессование пласта), пропуска висячих золотосодержащих пропластков, плохого качества эксплуатационного опробования при подготовке песков к промывке. В итоге золото в торфах почти всегда есть и не только мелкое, но и самородки. Имеется опыт успешной отработки вскрышных пород, в частности, на россыпи Угахан (Бодайбинский район). Таким образом, в некоторых техногенных россыпях отвалы торфов являются возможными объектами для добычи золота. Они лежат на поверхности, и их переработка требует минимальных затрат.
Галечные отвалы — перспективные элементы многих техногенных россыпей. Они могут содержать значительное количество золота по нескольким причинам. В дражных бочках, а иногда и в скруббер-бутарах некоторые виды глины закатываются в шары или «колбасу». Окатыши глины уходят в галечный отвал вместе с золотом. На гидровашгердных приборах глинистые пески промываются также неудовлетворительно, монитор смывает в отвал гальку и валуны с примазками глины, а иногда и куски глинистых песков вместе с золотом.
Галя может содержать также самородки и кварцевые агрегаты. На россыпях с крупным золотом при промывке песков бочечными или скрубберными приборами в галечные отвалы могут попадать самородки и золотокварцевые агрегаты, так как диаметр перфорации бочечных грохотов, как правило, не превышает 20–30 мм. Содержание самородков в дражных галечных отвалах, по отдельным наблюдениям, может превышать 250 мг/м3.
Крупность золота в галечных отвалах соответствует крупности золота в россыпи или даже крупнее (если терялись самородки).
В зависимости от условий формирования россыпи галечные отвалы бывают мелковалунистыми и крупновалунистыми, что необходимо учитывать при выборе промывочного оборудования.
Эфельные отвалы в техногенных россыпях обычно преобладают по объему. Наиболее высокое содержание можно ожидать в них после отработки богатых месторождений с весьма мелким золотом и глинистыми песками, а также при промывке песков в холодных регионах. При разработке мерзлых песков «на оттайку» мощные бульдозеры нередко захватывают и подают на промывку не полностью оттаявшие пески. За несколько минут промывки на промприборе полностью оттаять пески не успевают и уходят в эфельный отвал вместе с золотом.
Имеется также масса других причин для потерь золота: плохо установлен прибор, неопытный мониторщик, перегрузка прибора, недостаток воды, участок с повышенной глинистостью и т.п. При высоком содержании золота в россыпи и хороших съемках на такие «мелочи» внимания, как правило, не обращают. План выполняется — значит все отлично, хотя потери могут быть значительными.
Эфельных отвалов со средним содержанием золота более 500 мг/м3 (на всю россыпь) сравнительно немного — может быть 5% от общего количества россыпей. Однако отдельные обогащенные участки отвалов есть в любой россыпи. Даже на россыпях с крупным золотом, где среднее содержание в эфелях порядка 100 мг/м3, можно найти участок с содержанием 500 мг/м3 и выше. Связано это с тем, что промываемые пески имеют высокую изменчивость по многим показателям, например, верхняя часть пласта песков может иметь содержание 50 мг/м3, соответственно, при обычных потерях 10–20 % содержание в эфелях будет всего 5–10 мг/м3. Здесь же при промывке нижней части пласта и спая содержание может достигать 2–5 г/м3. Кроме того, спай может быть глинистым. В итоге потери могут достигнуть 1000 мг/м3.
Золото в эфельных отвалах мельче, чем в первичной россыпи, так как крупные фракции уже частично извлечены. Сложены отвалы, как правило, легкопромывистым песчано-галечным материалом. При промывке эфелей значительное внимание необходимо уделять обогатительному оборудованию с использованием для конкретных условий шлюзов мелкого наполнения, винтовых сепараторов или центробежных концентраторов.
Илоотстойники содержат весьма мелкое и чешуйчатое золото, которое переносится во взвешенном состоянии потоком технологической воды. Золото в илоотстойниках наиболее сложное для извлечения гравитационными методами. Для его извлечения могут использоваться преимущественно центробежные (центробежно-барботажные) концентраторы.
Недоработки пласта особенно часто встречаются на дражных полигонах в районах развития мерзлоты. Драга не может взять мерзлые пески и плотик, в трещинах которого есть золото. Потери золота в недоработках плотика достигают 10 и более процентов от добытого. Среднее содержание золота в недоработках плотика на порядок выше, чем в галечных и эфельных отвалах и может превышать среднее содержание в песках отработанной россыпи. При бульдозерной отработке россыпей золото нередко остается в трещинах коренных. Техника не всегда справляется с тщательной задиркой плотика, особенно, если коренные прочные. На обводненных участках россыпей рыхление коренных пород приводит к просадке золота, оно также остается в техногенной россыпи. Иногда нижняя часть песков сложена крупноглыбовыми отложениями, которые не может взять имеющаяся у предприятия техника, и в техногенной россыпи остаются валунистые недоработанные участки пласта.
В контуре техногенной россыпи, кроме недоработок пласта, имеются технологические внутриконтурные целики. Больше всего целиков остается при подземной отработке россыпей. Крупные внутриконтурные целики могут оставаться под плотинами, стоянками промприборов, различными сооружениями. Характеристики песков и золота во внутриконтурных целиках практически такие же, как в исходной россыпи.
Законтурные целики имеются практически на всех россыпях. Часто они представляют собой узкие полосы вдоль старых промышленных отработок. Разведка на законтурных площадях показывает заниженные содержания из-за низкой представительности разведочных проб. Фактическое содержание золота может быть вполне привлекательным для отработки. Характеристики песков и золота на законтурных площадях примерно такие же, как в первичной россыпи.
Хвосты старых ШОУ могут содержать несколько килограммов золота. Это небольшие по размеру обогащенные учаски границами отработанных площадей.
С учетом всех элементов, содержащих золото, большинство техногенных россыпей является перспективными для повторной отработки. В одних россыпях имеется повышенное содержание золота в галечных и эфельных отвалах, в других — во внутриконтурных целиках или в недоработках плотика, в третьих — золото осталось в законтурных целиках.
Крупность золота в техногенных россыпях приближенно соответствует исходной крупности золота. Однако если в исходных песках имелось весьма мелкое, пластинчатое золото или самородки, плохо извлекаемые при обогащении, это отражается повышенным выходом соответствующих фракций золота в галечных и эфельных отвалах. Доля такого золота в техногенных россыпях чаще всего представляется заниженной из-за несовершенства методов опробования.
По горнотехническим условиям техногенные россыпи, как правило, относятся к сложным объектам. Они характеризуются сравнительно небольшими запасами, так как большая часть легкодоступных и богатых песков в них выработана. Оставшиеся богатые пески, заключенные в недоработках плотика, внутриконтурных и бортовых целиках перекрыты слабо золотоносными или не золотоносными отложениями: отвалами вскрыши, галечными и эфельными отвалами. Распределение металла крайне неравномерное, обогащенные участки имеют небольшие размеры и обычно представлены наиболее сложными для отработки породами — мерзлыми, валунистыми, сильно обводненными и др.
По сложности строения большинство техногенных россыпей по существующей классификации запасов относятся к месторождениям 4-й группы.
4-я группа. Месторождения (участки) с мелкими, реже средними по размерам телами с чрезвычайно нарушенным залеганием либо характеризующиеся резкой изменчивостью мощности и внутреннего строения, крайне неравномерным качеством полезного ископаемого и прерывистым гнездовым распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории С2.
Запасы категории С2 (по той же классификации) выделяются при разведке месторождений всех групп сложности, а на месторождениях 4-й группы составляют основную часть запасов и должны удовлетворять следующим требованиям:
- размеры, форма, внутреннее строение тел полезного ископаемого и условия их залегания оценены по геологическим и геофизическим данным и подтверждены вскрытием полезного ископаемого ограниченным количеством скважин и горных выработок;
- контур запасов полезного ископаемого определен в соответствии с требованиями кондиций на основании опробования ограниченного количества скважин, горных выработок, естественных обнажений или по их совокупности, с учетом данных геофизических и геохимических исследований и геологических построений, а также путем геологически обоснованной экстраполяции параметров, определенных при подсчете запасов более высоких категорий.
Для техногенных россыпей золота рекомендация "считать запасы на основании ограниченного количества скважин" вызывает скептицизм специалистов, знакомых с проблемой. Если предыдущая методика разведки, которая проводилась до категории С1, из-за низкой представительности проб не смогла правильно установить контуры и запасы (и оставила золото в недрах), то очевидно, что повторение буровых работ даст результат еще хуже. Конечно, что-то будет выявлено, но погрешности контуров и запасов ожидаются еще больше, чем прежде, и в результате в недрах снова останется золото.
Наиболее реальный и проверенный в практике способ разведки техногенных россыпей является площадное крупнообъемное опробование. Для техногенных россыпей достоверные данные о запасах и содержании дает разведочная выработка в виде полигона размером в 40–50 тыс. м2. Такая площадь позволяет выявить разрозненные участки с высоким содержанием золота, провести оконтуривание промышленных запасов в плане, правильно определить среднее содержание в горной массе, достоверно посчитать запасы золота. С большой вероятностью можно быть уверенным, что на площади 40–50 тыс. м2 будут выявлены и учтены все элементы неоднородности техногенного объекта.
Практика площадного опробования техногенных россыпей давно сложилась на предприятиях и применялась много лет в Магаданской области, Якутии и др. Геологи предприятия давали прогноз ожидаемой экономической эффективности отработки участка техногенной россыпи на основе собственного опыта работ. Для проверки прогноза геолога предприятие закладывало на участке россыпи разведочно-эксплуатационный полигон (РЭП). Отработка полигона давала вполне надежное значение среднего содержания золота и его запасов на отработанной площади, то есть характеризуется высокой достоверностью, и запасы по РЭПу могут быть отнесены к категории В и даже А.
Оценка соседних участков техногенной россыпи может проводиться в соответствии существующими рекомендациями «путем геологически обоснованной экстраполяции параметров, определенных при подсчете запасов более высоких категорий».
В 2016 году Роснедра предложили называть РЭПы «Опытно-промышленными работами (ОПР)» до выяснения статуса техногенных россыпей. Проведение ОПР разрешалось на срок 1 год «письмами Аксенова». С 2016 года прошло более 5 лет, а вопрос со статусом техногенных россыпей так и не решен. На запрос председателя совета Союза старателей РФ В. И. Таракановского по поводу «письма Аксенова» на 2023 год из Роснедр получено пространное письмо, которое ничего не говорит ни о техногенных россыпях, ни о реальной методике их разведки. Вместо этого снова предлагается обсуждение вопроса: «Считаем, что вопрос продления Упрощенного порядка проведения геологоразведочных работ на объектах, ранее нарушенных добычей, необходимо дополнительно проработать с учетом реагирования местного населения дальневосточных регионов России на проведение геологоразведочных и добычных работ на техногенных участках, содержащих россыпное золото…». Предлагаем осуществить получение обратной связи путем обращения к главам субъектов Дальневосточного ФО с запросом позиций о целесообразности продления Упрощенного порядка проведения геологоразведочных работ на объектах, ранее нарушенных добычей…».
Возникает риторический вопрос — до каких пор можно обсуждать эту проблему с людьми, которые ничего не понимают ни в техногенных россыпях ни методике разведки?
Мне, как геологу, понятно, что техногенные россыпи — сложные объекты 4-й группы сложности и их разведку необходимо вести РЭПами. Именно это позволяет вовлекать их в отработку, увеличивать добычу золота, создавать рабочие места, увеличивать бюджетные поступления. Это подтверждено многолетней практикой, и, по моему мнению, пора вернуться к РЭПам.