Рынок интернет-торговли ежегодно растёт. Более половины всех заказов в интернете приходится на маркетплейсы. Если до «бума» онлайн-торговли селлер мог получать прибыль, не анализируя рынок, а просто продавая товар, который ему нравился по субъективным причинам, то теперь сфера e-commerce стала высококонкурентна. В долгосрочной перспективе получает прибыль не тот, кому повезло с выбором товара. На рынке остаются селлеры, постоянно анализирующие рынок и собственный бизнес.
Успешно вести деятельность на торговых площадках помогают представители новой профессии — аналитик маркетплейсов. С помощью анализа рынка, товаров и конкурентов они налаживают работу магазина и помогают ему работать эффективнее. В статье расскажем, чем занимаются аналитики маркетплейсов и как обучиться этой профессии.
Почему аналитик маркетплейсов — востребованная профессия
Как мы говорили ранее, рынок интернет-торговли постоянно растёт. Маркетплейсы — специфическая сфера со своими правилами и особенностями. Чтобы изучать эти особенности и подстраивать под них бизнес и нужны аналитики маркетплейсов.
Фактически, сотрудник, который ранее занимался аналитикой бизнеса для оффлайн-магазинов, не сможет так же эффективно вести аккаунт на маркетплейсах (только если не обучится этому специально). Принципы ценообразования, рекламы, конкуренции сильно отличаются от стандартных. Анализ конкурентов становится объёмнее и сложнее. Если ранее магазину приходилось конкурировать только с предприятиями в своём городе, то теперь, благодаря логистическим возможностям маркетплейсов, за покупателей «борются» бизнесмены со всей России.
Способы конкуренции тоже меняются: теперь больше клиентов получает не магазин с самым красивым и понятным сайтом, удобным расположением в городе. «Выигрывает» тот, кто правильно настроил рекламу, корректно наполнил карточку товара контентом, смог предложить не похожий на аналоги продукт.
Таким образом, специалист из другой области бизнеса не сможет эффективно продавать на маркетплейсах. Поэтому вместе с растущим рынком потребность в заполнении организацией вакансии аналитика маркетплейсов будет только повышаться. Только на одном Wildberries зарегистрировано более 400 тысяч продавцов. Даже если учесть, что один аналитик Вайлдберриз может брать от одного до 3-4 магазинов, сейчас всё равно не хватает «грамотных» специалистов для всех магазинов.
Кстати, если вы интересуетесь не только аналитикой, но и созданием собственного магазина или возможностью работы аккаунт-менеджером, посмотрите информацию про наш курс по Wildberries. После его окончания вы сможете стать селлером и вести прибыльный бизнес удалённо.
Теперь разберём, какие задачи решает аналитик маркетплейсов.
Выбор перспективных товаров
Базовый навык, которым должен обладать любой аналитик, это выбор товара для продажи. Выбрать позицию, основываясь на личных предпочтениях селлера — значит полагаться на удачу, в надежде, что товар «выстрелит». Опытные селлеры опираются на статистику продаж на маркетплейсах. Для анализа этой статистики и нужен аналитик.
Аналитик изучает рынок, находя товары с высоким спросом и низким предложением. После этого специалист анализирует конкурентов и рассчитывает стоимость закупки, перевозки и продажи (комиссия площадки, налоги) перспективных товаров. Находя наиболее прибыльные варианты, аналитик предоставляет данные селлеру и предлагает их к закупке.
Мониторинг товаров в обороте магазина
Рынок маркетплейсов постоянно меняется: появляются новые селлеры, повышается спрос на отдельные товары вследствие возникновения трендов. Поэтому позиции, которые ранее приносили большой доход, с течением времени могут перестать покупать.
Чтобы селлер не закупил товар, который в будущем будет продаваться хуже, аналитик постоянно наблюдает за появлением новых продавцов, действиями старых, а также следит за тем, как быстро покупают товары на складе. Также аналитик продаж на маркетплейсах, который обнаружит восходящий тренд, сможет сообщить селлеру о необходимости закупить больше товара во избежание его потенциального недостатка.
Расчёт стоимости товаров
На высококонкурентных рынках то, какая цена стоит на карточке, сильно влияет на количество купленных товаров. Если цена намного выше, чем у конкурентов, то, даже несмотря на большое количество отзывов и высокий рейтинг магазина, этот товар купит мало человек. Но если поставить низкую цену — товар попросту не будет приносить прибыль.
Аналитик рассчитывает все затраты на текущий период, анализирует цены конкурентов и устанавливает оптимальную цену для получения максимальной прибыли.
Оптимизация карточки товара
Чтобы карточка была высоко в рейтинге и обладала большой кликабельностью, в заголовке товара и его описании необходимо вставить ключевые слова. Именно ключи помогают человеку найти предложение по запросу в поисковую систему маркетплейса. Чтобы правильно выбрать ключевые слова для карточки, аналитик формирует большой набор релевантных ключевых слов (семантическое ядро), после чего находит, по каким ключевым словам нет большой конкуренции, но при этом достаточно высокий спрос.
Именно эти слова и будут использованы для включения в карточку. Правильное использование инструмента может принести селлеру место в ТОПе продуктовой ленты площадки по определённым запросам.
Если вы хотите узнать больше об особенностях работы на онлайн-площадках, рекомендуем пройти обучение на маркетплейсах по нашим курсам.
Подготовка отчёта деятельности магазина
Чтобы селлеру выносить решения о дальнейшем развитии магазина, он должен учитывать различную информацию о своём бизнесе:
- Оборот магазина, доходы, расходы;
- Самые продаваемые товары;
- Позиции, которые перестали продаваться;
- Процент возвратов, невыкупов, брака;
- Средние оценки на товарах;
- Количество отзывов и их смысловое наполнение.
Все эти данные помогают понять селлеру, что нужно изменить в деятельности магазина. Задача аналитика — собрать данные, проанализировать их и сформировать рекомендации для селлера по дальнейшему развитию.
Умение работать с разными площадками
С течением времени успешные селлеры стараются выходить на новые маркетплейсы с целью привлечения большего количества клиентов. Но товары, которые хорошо продавались на одном маркетплейсе, могут быть неуспешными на другом. Поэтому, например, аналитик Озона по мере увеличения оборота магазина должен изучить рынок другой площадки, чтобы понять, есть ли возможность расширения с товарами селлера или придётся искать новые перспективные позиции.
Выход на новые маркетплейсы подразумевает, что эффективный аналитик не сможет работать только на одной площадке. Специалист должен постоянно изучать способы продвижения и инструменты аналитики других ресурсов с целью организации более прибыльного бизнеса.
Кто сможет стать аналитиком на маркетплейсах
Люди, уже обученные определённым профессиям, смогут легко переквалифицироваться в аналитика маркетплейсов. Для таких людей обучение на аналитика маркетплейсов пройдёт быстро и без трудностей. К таким профессиям относятся:
- Менеджеры по продажам. Люди, которые постоянно занимались продажами товаров в компании, смогут применить свои знания в онлайн-торговле. При этом навыки работы с Excel, 1C, другими аналитическими программами очень помогут в профессии, поэтому менеджер-аналитик товаров на маркетплейсах — это отличное сочетание профессий;
- Математики или экономисты. Люди, которые часто имеют дело с большим объёмом числовых данных, отлично смогут разобраться в финансовых отчётностях и графиках аналитических программ для маркетплейсов;
- Селлеры или менеджеры аккаунтов на маркетплейсах. Если вы владеете собственным магазином, то обучение анализу рынка поможет самостоятельно вести работу без необходимости нанимать дополнительных людей. Менеджеры, ведущие сторонние аккаунты на площадках, в свою очередь, смогут повысить квалификацию и начать работать эффективнее, зарабатывать больше. При этом в обоих случаях предыдущие навыки продаж на маркетплейсах отлично помогут для развития в этой профессии.
Несмотря на преимущество ряда профессий для быстрой и лёгкой переквалификации, другие люди тоже могут стать аналитиками на маркетплейсах. В интернете существует множество ресурсов, занимающихся помощью в получении знаний и навыков для digital-профессий.
Главное для освоения профессии — выбрать качественные курсы. Посмотрите наш курс на аналитика маркетплейса, обучение на котором осуществляется опытными аналитиками и селлерами, а занятия максимально приближены к реальным кейсам.
Вывод
Аналитик на маркетплейсах — это недавно возникшая профессия, которая становится всё более востребованной по мере развития онлайн-торговли. Во время работы специалист будет следить за рынком для поиска перспективных товаров для продажи, формировать стоимость позиций магазина, работать с ключевыми словами, и заниматься другими аналитическими приёмами для повышения продаж и прибыли магазина.
Люди определённых профессий могут легко переквалифицироваться в аналитиков маркетплейсов. Другим придётся приложить усилия и потратить больше времени на обучение. Но тем не менее при выборе хороших и качественных курсов любой человек сможет стать экспертом-аналитиком данных на маркетплейсах.