Найти тему

Машиночитаемая доверенность. Что это и кому нужно?

Оглавление

Машиночитаемая доверенность (МЧД) – это электронный документ, который позволяет сотруднику подписывать документы от имени компании. Этот документ заменяет бумажную доверенность, но есть один нюанс. Сотрудник по машиночитаемой доверенности имеет право работать только с электронными документами. МЧД не позволяет подписывать бумажные документы, так как в бумажном виде сложнее проверить подлинность доверенности. Поэтому использование бумажных доверенностей все еще в моде.

Кому нужна машиночитаемая доверенность?

Если ваша компания работает через электронный документооборот, то рекомендуется оформить машиночитаемую доверенность на своих сотрудников. До 2023 года это не обязательно, зато существенно облегчает подтверждение полномочий.

С 1 января 2023 года для подписи и передачи электронных документов от лица компании будет всего 2 способа:

  • Руководителем – через электронную подпись юр. лица или ИП;
  • Сотрудником – через личную электронную подпись. Именно на этот случай требуется МЧД, выданная руководителем компании.

За данное изменение отвечает Федеральный закон от 30.12.2021 № 443-ФЗ. Дата вступления в силу может быть перенесена на 1 сентября 2023 года.

Не затягивайте момент перехода на МЧД. С ростом использования ЭДО машиночитаемая доверенность будет необходима каждому сотруднику, кто работает со счетами, заказами и другими документами. Начните использовать МЧД осенью 2022 года и приучите к ней сотрудников. Изменения пройдут намного легче.

Как оформить машиночитаемую доверенность и что с ней делать дальше?

  1. Для начала оформите сотруднику сертификат электронной подписи физического лица. Это можно сделать в любом удостоверяющем центре, в том числе с помощью сервиса 1С:Подпись.
  2. Когда у сотрудника появится собственная электронная подпись, можно оформлять саму машиночитаемую доверенность. Это можно сделать через специальный сервис ФНС или в программах 1С в модуле ЭДО или 1С:Отчетность.

На данный момент оформлять МЧД разрешено самостоятельно в формате XML или PDF. Главное, чтобы доверенность соответствовала требованиям, в соответствии с приказом Минцифры России от 18.08.2021 № 857.

Требования

Основной формат МЧД — это XML. Формат PDF подходит в том случае, если информационная система не умеет автоматически обрабатывать и визуализировать загруженную МЧД. Держите на всякий случай наготове оба варианта.

В машиночитаемой доверенности должно быть:

  • Наименование документа и номер доверенности.
  • Сведения о доверителе, то есть информацию о компании. Для ИП требуется ФИО, СНИЛС, ИНН и регистрационный номер. Для организации – наименование, юридический адрес, ИНН, основной государственный регистрационный номер, КПП и сведения о руководителе.
  • Сведения о представителе, то есть стандартная информация о сотруднике. ФИО, дата рождения, серия и номер паспорта, дата его выдачи, наименование и код органа, выдавшего паспорт, СНИЛС и ИНН.
  • Дата совершения и срок действия доверенности. Срока действия может и не быть, тогда его можно не указывать.
  • Перечень полномочий представителя — что конкретно имеет право делать представитель от имени доверителя.
  • Возможность передоверия доверенности.
  • Доверенность должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации.

Что потом?

После оформления машиночитаемой доверенности ее нужно зарегистрировать в ФНС. Самый простой и быстрый способ это сделать — отправить МЧД через сервис «1С-Отчетность».

Теперь можно использовать МЧД? Почти. Осталось только загрузить доверенность, сертификат электронной подписи и сведения о сотруднике в учетную запись ЭДО.

Хранение

МЧД оставляйте на хранение в собственной информационной системе или у оператора ЭДО. Доверенность хранится и в других местах: в государственных информационных системах, куда отправляются электронные документы, на сервере ФНС и в информационных системах компаний-контрагентов.

Инструкция — как создать машиночитаемую доверенность в 1С?

  1. В списке организаций откройте карточку своей компании и перейдите в раздел ЭДО – Машиночитаемые доверенности;
  2. В разделе доверенностей организации перейдите по кнопке Создать.
-2

3. В открытом окне заполните форму: срок действия, разрешено ли передоверие, информация о доверителе и представителе, список полномочий. Номер доверенности генерируется автоматически.

-3

4. Подпишите доверенность по кнопке Подписать и отправить. Напоминаем, что доверенность должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации.

-4

Что делать дальше?

Не забудьте зарегистрировать МЧД в реестре ФНС.

Для сертификации МЧД у оператора ЭДО установите сертификат на компьютер в разделе Личные. Электронная подпись должна проходить проверку в программе криптографии (КриптоПРО CSP). Администратор должен добавить сертификат в справочник 1С «Сертификаты ключей электронной подписи и шифрования».

-5

Перейдите в меню Администрирование, откройте раздел Обмен электронными документами, затем подраздел Учетные записи ЭДО. По кнопке Добавить вы можете сохранить новый сертификат электронной подписи.

-6

Сразу после создания МЧД пользоваться доверенностью нельзя. После отправки в ФНС подождите около 15 минут. На время регистрации доверенность находится в статусах Подписана и В реестре ФНС: Отправлена.

Когда появится статус В реестре ФНС: Зарегистрирована и кнопка Отозвать в карточке МЧД, вот тогда настойка машиночитаемой доверенности можно считать законченной. Теперь доверенный сотрудник может принимать и отправлять документы от лица компании.