Реклама, как двигатель торговли, заиграла новыми красками в послевоенные годы в США. Американцы всегда были предприимчивой нацией. Но послевоенный бэби-бум и явный гендерный перекос на рынке труда позволили им выстроить идеальную картинку. Женщины с рекламных плакатов тех лет представлялись пышногрудыми красотками, мечтающими "ублажить" своего муженька.
Эти дамочки с идеальной укладкой и макияжем рекламировали чистящие средства и завязывали благоверным галстуки. Впрочем, на домохозяек и была рассчитана основная масса товаров. Тут и крема для кожи, чтобы убрать морщины, и краски для волос, чтобы устранить седину, и зубная паста, чтобы встречать мужа с работы с сияющей улыбкой. А еще подгузники, корм для домашних питомцев и полезная утварь для дома – все это в середине 20-го века активно продавалось на американском рынке.
Тем не менее, многие из американских реклам 70-летней давности сейчас не вызывают ничего, кроме неловкости и недоумения. Вот несколько показательных примеров.
***
Песня "It’s a Man’s Man’s Man’s World" в исполнении Джеймса Брауна появилась в феврале 1966 года. Но уже к тому моменту большинство женщин на Западе усвоило простую истину: мужчин надо ублажать, сдувать с них пылинки и, по возможности, не задавать им лишних вопросов.
А маркетологи прекрасно играли на мужских слабостях. Чтобы поднять продажи галстуков и рубашек, в кадре должны непременно появиться красотки в мини-бикини.
***
Женщин обучали быть прилежными хозяйками, но при этом ходить в доме с прической и на каблучках. Очень напоминает горничную в дорогом отеле, которая должна соответствовать статусу заведения.
Маркетологи и тут не прогадали, добавив немного похвалы от мужа и сказок о "счастливом браке, который начинается на кухне". После таких слоганов дамочки побегут скупать чистящие средства. За деньги мужей-добытчиков, разумеется.
***
Еще каких-то 50-70 лет назад в США существовала сегрегация по расовому признаку. Для "цветных" были отдельные уборные, отдельные места для приема пищи в офисах, а в некоторые места общественного пользования темнокожим и мулатам дорога была закрыта. Поэтому и реклама мыла, которое отбелит даже самую черную кожу, никого не шокировала.
***
Помимо сексизма активно процветал и эйджизм. Не дай Бог у дамочки появятся седые волосы! Маркетологи из прошлого предрекали седовласке три пути окончания мучений: пулю, яд или веревку. Ах, нет! Есть же еще и четвертый путь, избавляющий от всех проблем – это хорошая краска для волос.
***
Некоторые компании неплохо обогатились на вредных привычках, продавая табак или алкоголь. Но продажа оружия – еще более прибыльный бизнес, который ворочает миллиардами.
Вот откуда появилось устойчивое мнение, что с "Винчестером" лучше знакомиться с младых ногтей. И никого не смущали возросшие случаи расправы над "строгими взрослыми" со стороны детей.
***
Если реклама, рассчитанная на мужчин, должна была обязательно содержать пышногрудых стройных красоток, то чисто "женская" реклама просто не могла не обойтись без милых карапузов. Так решили производители целлофановой упаковки, которые сделали из малышей "подарки". Сейчас такая реклама не вызывает ничего, кроме недоумения.
***
Еще один явный пример сексизма. Мужчины должны развлекаются в боулинге или в пабе с кружкой пива. А женщины пусть будут "на подхвате", забирая благоверного домой на авто или предлагая себя в качестве вьючного животного. Только для того, чтобы силы появились, нужно выпить "чудо-газировку". Ну и, по классике жанра, рекламный плакат не может обойтись без двусмысленных позиций.