Из истории российского капитализма
17 августа 1998 года российское правительство объявило о «введении мер по нормализации финансовой и бюджетной политики». Но это было чистым лукавством. Никакой нормализации не предполагалось; речь шла о том, что в финансовой политике именуется «дефолтом», то есть отказом государства от выполнения своих кредитных обязательств. С одновременной девальвацией денежной единицы страны: рубль обесценился сразу втрое.
К такому краху «новая Россия» уверенно двигалась с самого момента разрушения Советского Союза. Уничтожив советскую экономику и крепко подсев на нефтегазовую «иглу», а в конце 90-х мировые цены на энергоносители упали, она лишила себя всякого запаса прочности. Вынуждена была прибегать к постоянным иностранным займам и накопила огромный государственный долг, который оказалась не в состоянии обслуживать. Цена за «желанный рынок» оказалась такой, что властям РФ ничего иного не оставалось, кроме как признать себя банкротом.
Экономические последствия дефолта были поистине страшными для народа. Общие потери экономики превысили 300 млрд рублей (в «додефолтовских» ценах). ВВП страны упал в три раза, до 150 млрд долларов, и по его объёму «свободная Россия» упала даже ниже крошечной Бельгии. Внешняя же задолженность возросла до 220 млрд долларов.
Но самый главный удар, как всегда бывает при капиталистических кризисах, обрушился на жизненный уровень трудящихся. На их головы буржуазия всегда сбрасывает результаты своего «эффективного управления». Произошёл взрывной рост цен: после объявления дефолта цены на продовольственные товары возросли, в среднем, на 63%, а на промтовары – на 85%. Банки сразу же перестали возвращать вклады – население потеряло 20 млрд рублей накоплений. А за этим резкое падение доходов, столь же резкий рост числа бедных, всплеск безработицы, когда одномоментно разорилось множество предприятий. За этим самоубийства отчаявшихся и уставших от нищеты, тяготы и горе миллионов семей.
Между прочим, позже была создана комиссия Совета Федерации для расследования природы дефолта 1998 года. Так эта комиссия в своём заключении признала: «По масштабу нанесённого ущерба и глубине негативных последствий для населения России, государства и экономического развития страны решения от 17 августа следует рассматривать как тягчайшее преступление против общества и государства». Совет Федерации такое заключение утвердил и принял решение о необходимости наказать конкретных виновных, к коим отнёс: тогдашнего главу правительства С.В. Кириенко, председателя Центробанка С.К. Дубинина, министра финансов М.М. Задорнова, 1-го заместителя председателя Центробанка С.В. Алексашенко, а также известных знаменосцев российского капитализма А.Б. Чубайса и Е.Т. Гайдара. Но разумеется, это решение Совета Федерации не было выполнено ни Борисом Ельциным, ни Владимиром Путиным. Как никто не понёс ответственности за внедрение вызывающего такие бедствия народные капитализма.
Власти дефолт гасили печатным станком, создающим «дешёвые кредиты», в том числе на выплату долгов по зарплате обесцененными рублями, и имитацией «нового курса» от коалиционного правительства Е. Примакова с участием КПРФ, считавшегося левым. Ничего нового и левого в нём не было. Было осуществлено второе по масштабам, после 1991 года, ограбление народа. Поэтому, когда президент буржуазной РФ Ельцин решил, что опасность массовых выступлений трудящихся из-за дефолта миновала, он это правительство «народного доверия» быстренько отправил в отставку. На два месяца и 20 дней премьером был поставлен Сергей Степашин, которого сменили на малозаметного, но цепкого В. Путина.
А потрясения августа-сентября 1998 года остаются нам напоминанием, что при капитализме такой кризис всегда с нами, всегда на горизонте. А ели не хотим, чтобы вечно висел этот дамоклов меч, так нужно убрать его первооснову – капитализм.
По интернет-материалам
П. Савцов