Найти тему

Что не так с циклом Анники Тор об еврейских девочках («Остров в море»; «Пруд белых лилий»; «Глубина моря»; «Открытое море»)

Оглавление

И почему вызывают скепсис восторженные отзывы

Анника Тор – уже современная, шведская, писательница, с еврейскими корнями. Судя по всему, ей нравится писать на исторические темы (см. также «Маяк и звезды», 2009).

Подробное описание тетралогии можно легко найти в интернете. Если кратко – книга о взрослении двух еврейских девочек из Австрии, которых родители с началом Первой мировой войны вынуждены были отправить в Швецию. В семьи, готовые принять и воспитывать беженок… Новая жизнь – другой язык, другие люди (даже чисто внешне, а надо признать, если внешне ты отличаешься от большинства, это тоже усложняет жизнь) и другая религия.

Что и говорить, сюжет интересный – меня подкупил именно он. Не так много нам известно о том, как складывалась жизнь таких детей как Стефания и Нелли – жизнь маленьких еврейских беженцев в Швеции.

Хотя я не согласна с мнением автора предисловия, будто «повесть Анники Тор «Остров в море» относится к тем еще довольно редким в современной России книгам, которые говорят детям о вещах, до недавнего времени считавшихся недоступными их уму или слишком тяжелыми для их психики». Ещё она добавляет: «Само понятие детской литературы за последние десятилетия изменилось в мире: за детьми признано право знать и способность понимать». Алло, дамочка, что вы имеете в виду? Конечно, за последние десятилетия чаще стали всплывать темы ниже пояса, но если взять детскую литературу 19 в., темы смерти, плохого обращения с детьми, бедности / нищеты затрагиваются регулярно, а вся советская литература для детей помимо этого пронизана темой войны / революции. Но, наверное, человеку надо было просто что-то умное сказать в предисловии…

Кроме того, оформление книг, изданных на русском языке, издательство «Самокат», просто завораживает.

-2
-3
-4

А вот дальше есть кое-какие сомнения

Во-первых (это не столько критика, сколько оговорка), прежде чем вручать ребёнку все четыре книги, не мешает их и самому просмотреть. Дело в том, что если первые две книги вполне подходят для 8-12 лет, третья и четвертая всё-таки рассчитаны на более взрослую аудиторию: там, например, довольно откровенно описано то, как главная героиня и её знакомые вступают в половую жизнь.

На сайте интернет-магазина "Лабиринта" можно найти гневные отзывы бдительных родителей в адрес тех, кто расхваливает третью и четвёртую книгу. Некоторые говорят, что и в 15-летнем возрасте читать такое рано, но тут уже возникает вопрос, а знакомы ли эти люди со школьной программой по литературе? Один Достоевский чего стоит… К тому же, уверена, многие 15-летние, даже из самых добропорядочных семейств, читают и не такое, только взрослых не ставят в известность.

Во-вторых, когда читаешь первые две книги, есть подозрение, что автор хайпует на тех самых «важных темах», которые якобы «раньше считались тяжелыми для детской психики». Конечно, темы действительно серьёзные…

А вот написано крайне примитивным языком. Конечно, учитывая, что многие современные дети в 9-10 лет всё ещё читают по слогам (увы, регулярно с этим сталкиваюсь), да и не желают приобщаться к чтению, понятно умиление родителей, заявляющих, что «ребёнок не мог оторваться от этой книги». Естественно, уровень изложения «Острова в море» на порядок выше, чем в комиксах.

Кроме того, настораживает отсутствие внутреннего диалога главной героини – а ей уже 12 лет, как-никак. Просто описано то, что она видит, без всякого анализа – как кто-то что-то сказал, пошёл куда-то… Конечно, можно предположить, что это такой литературный приём в стиле Хемингуэя – уход в лаконизм. Но Тор до этого не дотягивает – и временами книга превращается в какой-то конспект, будто автор сделала себе наметки, а дальше ничего не развила. Отсюда – ощущение куцости, недоработанности…

Стоит ли читать детям?

Безусловно, стоит (я имею в виду, «Остров в море» и «Пруд белых лилий», дальше сами смотрите), потому что книги-то в целом не плохие. Вопрос в их истинной литературной ценности, которая не обязательно обеспечивается пафосно-серьёзной темой и трогательностью сюжета.