Сходила в Музей русского импрессионизма на выставку «Точки зрения». Она будет работать до 9 октября, и сходить туда явно стоит.
Прежде всего потому, что частью этой выставки стала очень интересная экспозиция «Точки зрения: Фёдор Шаляпин». Она занимает отдельный зал и собрала не только множество портретов артиста (в том числе – знаменитый кустодиевский) и фотографий, но и его рисунки, а также скульптурный автопортрет. Большинство портретов запечатлели Шаляпина в разных ролях, и дар его перевоплощения просто поражает! Больше всего мне понравился портрет в роли Бориса Годунова работы Николая Харитонова – удивительно красивый!
Дополнительная фишка экспозиции – голос самого Шаляпина, который звучит в определенных местах зала. Надо только встать на особую метку на полу.
В целом же идея кураторов проста: сопоставить портреты и автопортреты русских художников рубежа XIX – XX веков, а также их фотографии. По их мнению, в это время
реалистическая традиция психологизма, импрессионистический лиризм, символистская театральность, кубистический эксперимент сосуществуют в живописной культуре: художники пишут автопортреты и портреты друг друга, демонстрируя схожесть или принципиальное различие «точек зрения». Появляются в начале века и новые мотивы в портретах — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, картины в картине, окна, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры...
Героев выставки много – набралась целая стена.
Среди них – Илья Репин, Борис Кустодиев, Роберт Фальк, Варвара Степанова, Александр Родченко… Есть мастера, представленные только автопортретом и фото, но в основном организатором удалось найти и портреты. Правда, нередко портрет и автопортрет разделяет 20-30 лет, и в этом случае сопоставление, на мой взгляд, не слишком продуктивно. Например, Кустодиев написал Дмитрия Стеллецкого в 1909 году юношей, а автопортрет Дмитрий создал спустя почти 3 десятилетия…
А вот у Елизаветы Потехиной, первой жены Роберта Фалька, всё удачно совпало, и сравнить влюбленный взгляд мужа с самокритичным взглядом художника действительно интересно.
Очень повезло графику Елизавете Кругликовой: ее портреты написали Михаил Нестеров (справа) и Анна Остроумова-Лебедева. Надо признать: они намного информативнее автопортрета – фирменного силуэта.
Но больше всего меня порадовали две вещи. Во-первых, большая подборка автопортретов Зинаиды Серебряковой. Самого знаменитого ее автопортрета «За туалетом» нет, зато есть много других.
Во-вторых, серия автопортретов Максимилиана Волошина, сделанная в 1915-1916 годах. Оказалось, он тоже экспериментировал с кубизмом! Причем практиковался на себе.
И это – далеко не все изюминки, которые можно найти на этой выставке!