Неоднозначное впечатление от выставки, как ни странно, добавило глубину и особый колорит в свете происходящих в мире событий. Как говорится, сходить надо, но есть нюансы. Разберём?
Отсутствие базовой идеи позволило организаторам сформировать выставку из произведений художников с разным мировоззрением. Организаторы дипломатично привязали произведения к эмоциональной составляющей, что в некоторой степени оправдало появление разноплановых произведений в одной экспозиции, более того, рядом друг с другом. Дало возможность смешать произведения разных лет, а также представителей разных творческих течений.
Эмоциональная рамка, с одной стороны, мягко подталкивает зрителя сравнить предложенную кураторами эмоцию со своей. Задаёт ракурс смотрения пытливому уму: а почему именно эта работа вызывает грусть, тревогу или любовь?
Здесь же кроется оборотная сторона медали. Расположенные рядом картины волшебным образом, несмотря на предложенную одну и ту же эмоцию, составляют контраст. Ярко выявляют мировоззрение автора, которое в однородной по составу выставке было бы нивелировано.
Нескольких слов заслуживает инсталляция в виде портала, - можно я так это назову? - внутрь которого можно зайти. Да простит меня команда музея, я поначалу подумала, что это шикарное пространство для селфи. Смотрится масштабно.
Не уверена, правда, что многие догадываются в чем смысл данной инсталляции. А смысл, по-моему, определённый есть. Белый цвет - как вобравший в себя все цвета спектра, с одной стороны, - собирает эмоции воедино. Инсталляция же работает как чистое пространство, белый лист, где человек сонастраивается и очищает свой взгляд для ясного восприятия, с другой. Раскладывая белый цвет на составляющие, мы видим целую гамму цветов, - вспомните школьные лабораторки по физике. С этой точки зрения, выставочное пространство некая лаборатория, где мы можем увидеть весь спектр живьём.
Отсюда и белые тканевые стены в экспозиционном пространстве, продолжающие эту идею. Правда, смысла кроватей я не уловила. Может, у вас идеи есть. При мне на одну из них присели дамы. Возможно, назначение до банальности просто - присесть на такую "лавочку" и насладиться. Лично для меня белые тканевые стены и кровати создали ненужный дополнительный смысл, который очень спорил с содержанием выставки и наводил на банальную мысль о психиатрической лечебнице, создавал другие акценты некоторым произведениям. Отсюда проистекает и неоднозначная трактовка работ художников андеграундного направления. Странно смотрятся и приобретают уж совсем необычный контекст иллюстративные полотна.
Если сместить фокус внимания изнутри наружу, то можно увидеть некий дом с определённым набором жильцов. Они разные. Кто-то олицетворяет собой прекрасное, кто-то прячется за маской общепринятой морали, растворяясь в социуме, кто-то, как нелюбимый ребёнок в семье, пытается вырваться из пут, а кто-то создаёт свою, странную, реальность.
Я как-то писала (про выставку "Лики. Лица. Морды") , что часто выставки отчасти проигрывают, когда кураторы отбирают произведения, которые не оттягивали бы на себя внимание от других работ. В результате выставка становится более органичной, ровной, однако сильные произведения в неё зачастую не попадают, а слабые наоборот. Эта выставка один из тех уникальных экспериментов, где можно увидеть и более мощные работы и послабей.
Собственно, шла я посмотреть "Круговцев". Не так часто их показывают, в основном в сборных выставках несколько разрозненных работ. Представляется, что показать масштабно их было бы реальным культурным событием в рамках города, даже страны.
Разрозненная же экспозиция, на мой взгляд, не даёт цельной картины этого течения ленинградских художников. Хочется большего.
Отдохнул взгляд на литографиях Ермолаева и Ведерникова. Понравилась серия работ Пелагеи Шуриги Большая обнаженная.
"Похищение Европы" Андрея Семёнова, Одиссей Вячеслава Афоничева, Прогулка Аарона Зинштейна не растворились в общей массе работ, создали неоднозначный смысловой контекст в сочетании с кроватями и белыми тканевыми "стенами". если всмотреться внимательно в произведения. Стали одними из основных опорных точек выставки, взаимодействующими с оформлением, и оттого меняющими смысл.
Для меня выставка ярко подсветила как менялись художественные практики. От непосредственно практик, до выражения критического мнения через создание картин, объектов, инсталляций определённого содержания.
#выставка #манеж #цвзманеж #цвз Манеж #живопись