Найти тему

Круг или на круг? Выставка современного искусства в ЦВЗ Манеж

Неоднозначное впечатление от выставки, как ни странно, добавило глубину и особый колорит в свете происходящих в мире событий. Как говорится, сходить надо, но есть нюансы. Разберём?

Отсутствие базовой идеи позволило организаторам сформировать выставку из произведений художников с разным мировоззрением. Организаторы дипломатично привязали произведения к эмоциональной составляющей, что в некоторой степени оправдало появление разноплановых произведений в одной экспозиции, более того, рядом друг с другом. Дало возможность смешать произведения разных лет, а также представителей разных творческих течений.

ЦВЗ Манеж, выставка
ЦВЗ Манеж, выставка
ЦВЗ Манеж, выставка
ЦВЗ Манеж, выставка
ЦВЗ Манеж, выставка
ЦВЗ Манеж, выставка

Эмоциональная рамка, с одной стороны, мягко подталкивает зрителя сравнить предложенную кураторами эмоцию со своей. Задаёт ракурс смотрения пытливому уму: а почему именно эта работа вызывает грусть, тревогу или любовь?

Здесь же кроется оборотная сторона медали. Расположенные рядом картины волшебным образом, несмотря на предложенную одну и ту же эмоцию, составляют контраст. Ярко выявляют мировоззрение автора, которое в однородной по составу выставке было бы нивелировано.

Нескольких слов заслуживает инсталляция в виде портала, - можно я так это назову? - внутрь которого можно зайти. Да простит меня команда музея, я поначалу подумала, что это шикарное пространство для селфи. Смотрится масштабно.

ЦВЗ Манеж, выставка
ЦВЗ Манеж, выставка

Не уверена, правда, что многие догадываются в чем смысл данной инсталляции. А смысл, по-моему, определённый есть. Белый цвет - как вобравший в себя все цвета спектра, с одной стороны, - собирает эмоции воедино. Инсталляция же работает как чистое пространство, белый лист, где человек сонастраивается и очищает свой взгляд для ясного восприятия, с другой. Раскладывая белый цвет на составляющие, мы видим целую гамму цветов, - вспомните школьные лабораторки по физике. С этой точки зрения, выставочное пространство некая лаборатория, где мы можем увидеть весь спектр живьём.

ЦВЗ Манеж, выставка
ЦВЗ Манеж, выставка
ЦВЗ Манеж, выставка
ЦВЗ Манеж, выставка

Отсюда и белые тканевые стены в экспозиционном пространстве, продолжающие эту идею. Правда, смысла кроватей я не уловила. Может, у вас идеи есть. При мне на одну из них присели дамы. Возможно, назначение до банальности просто - присесть на такую "лавочку" и насладиться. Лично для меня белые тканевые стены и кровати создали ненужный дополнительный смысл, который очень спорил с содержанием выставки и наводил на банальную мысль о психиатрической лечебнице, создавал другие акценты некоторым произведениям. Отсюда проистекает и неоднозначная трактовка работ художников андеграундного направления. Странно смотрятся и приобретают уж совсем необычный контекст иллюстративные полотна.

Если сместить фокус внимания изнутри наружу, то можно увидеть некий дом с определённым набором жильцов. Они разные. Кто-то олицетворяет собой прекрасное, кто-то прячется за маской общепринятой морали, растворяясь в социуме, кто-то, как нелюбимый ребёнок в семье, пытается вырваться из пут, а кто-то создаёт свою, странную, реальность.

Я как-то писала (про выставку "Лики. Лица. Морды") , что часто выставки отчасти проигрывают, когда кураторы отбирают произведения, которые не оттягивали бы на себя внимание от других работ. В результате выставка становится более органичной, ровной, однако сильные произведения в неё зачастую не попадают, а слабые наоборот. Эта выставка один из тех уникальных экспериментов, где можно увидеть и более мощные работы и послабей.

Собственно, шла я посмотреть "Круговцев". Не так часто их показывают, в основном в сборных выставках несколько разрозненных работ. Представляется, что показать масштабно их было бы реальным культурным событием в рамках города, даже страны.

Разрозненная же экспозиция, на мой взгляд, не даёт цельной картины этого течения ленинградских художников. Хочется большего.

Отдохнул взгляд на литографиях Ермолаева и Ведерникова. Понравилась серия работ Пелагеи Шуриги Большая обнаженная.

"Похищение Европы" Андрея Семёнова, Одиссей Вячеслава Афоничева, Прогулка Аарона Зинштейна не растворились в общей массе работ, создали неоднозначный смысловой контекст в сочетании с кроватями и белыми тканевыми "стенами". если всмотреться внимательно в произведения. Стали одними из основных опорных точек выставки, взаимодействующими с оформлением, и оттого меняющими смысл.

Для меня выставка ярко подсветила как менялись художественные практики. От непосредственно практик, до выражения критического мнения через создание картин, объектов, инсталляций определённого содержания.

ЦВЗ Манеж, выставка
ЦВЗ Манеж, выставка
Позин Александр, Сидящая
Позин Александр, Сидящая
Пелагея Шурига, Большая обнаженная
Пелагея Шурига, Большая обнаженная
Борис Ермолаев, Женщины
Борис Ермолаев, Женщины
Ведерников, Натурщица
Ведерников, Натурщица

#выставка #манеж #цвзманеж #цвз Манеж #живопись