Дмитрий Ламонов - художник и дизайнер родом из Петербурга. В своих работах он соединяет элементы народных промыслов с атрибутами цифрового мира. Имея серьёзный дизайнерский бэкграунд, Дмитрий смог достигнуть схожих результатов и в современном искусстве. В интервью для ARTПатруль Дмитрий рассказал о своём творческом пути, поделился секретом успеха и опытом работы в студии Артемия Лебедева, а также поведал о грандиозных планах на будущее.
— Дмитрий, привет! Расскажи о своём детстве. Каким ты был ребёнком? Какими были твои первые шаги в искусство и дизайн?
— Мой отец - художник-миниатюрист. Работая дома, он нередко предлагал мне развести краски или раскрасить свои заготовочки и шкатулки.
— Получалось?
— Конечно же нет! Это выглядело как современное искусство глазами обывателя - одни каляки-маляки.
— Как думаешь, почему у людей создаётся такое впечатление?
— Что ж, это вполне обоснованная реакция. Это первое, что бросается в глаза. Невозможно не погрузившись в контекст конкретного художника, понять, почему он пишет именно так.
— Каков твой контекст?
— Я стремлюсь развивать русскую культуру, осовременивать её вкупе с традициями и народными промыслами.
— Что конкретно ты для этого делаешь?
— Работаю с русской вязью, по-своему интерпретируя форму букв.
Что-то подобное я проделал и с элементами народных промыслов. Всё началось с того, что я просто устал от букв. Мне лишь хотелось медитативно закручивать линии, скользить кистью по листу бумаги. Так, буквы превратились в узоры. В какой-то момент я просто добавил в один из подобных проектов элементы из народных промыслов - красно-жёлтые цветы. Их я решил сделать пиксельными, и пазл сложился.
— Почему именно пиксели?
— Они мне всегда нравились, это что-то родное для меня. Пиксель - важнейший и узнаваемый атрибут цифрового мира. Пиксельная графика отсылает к цифровому искусству и дизайну.
— Выходит, ты объединитель миров?
— Выходит, что да. Мне хотелось совместить что-то с чем-то, чтобы получить необычный результат. Так я и решил собрать в единую композицию узоры и пиксели. Она получилась действительно уникальной и контрастной: фактурность штриха круто сочетается с цветными и плоскими пикселями. Таким образом, символы физического мира объединились с нематериальными атрибутами цифрового.
— О чём для тебя образ цифрового мира?
— Это обо мне. Я много лет посвятил дизайну и сейчас продолжаю выполнять заказы.
— Как ты вообще пришёл к дизайну?
— Это долгая история. После школы мне захотелось поступить в художественное училище, но решение было принято слишком поздно, я просто не успевал собрать необходимые для поступления материалы. Конечно, я бы мог взять рисунки отца, но не стал. Как-то так я попал на химический факультет.
— Ого! И долго ты там проучился?
— Пару недель или около того. Потом я перевёлся на «туризм и краеведение». Там я уже задержался на пять лет. На третьем курсе мне попался пиратский диск с фотошопом. Произошло какое-то «изменение сознания»…
— На что был похож твой первый опыт?
— Первым делом я прифотошопил себе вампирские клыки (смеётся). А вообще я начал с создания аватарок и листовок для своего брата, он в то время был диджеем (тогда вообще все были диджеями). От клубной полиграфии я пришёл к разработке логотипов. Мне очень нравилось создавать максимальное количество смыслов минимальным объёмом средств.
— Как в твою жизнь пришла каллиграфия?
— Вот, посмотри на этих «коняшек» (указывает на логотип «Райфайзен» на банкомате). Здесь только лого, но к нему прилагается и текст. Шрифты для текстовой части я, обычно, выбирал из готового набора. В какой-то момент я испытал желание создавать текст самостоятельно, осуществлять работу над логотипом от и до. Я принялся изучать строение букв и их анатомию, так я и пришёл в каллиграфию. Пройдя несколько курсов в питерской школе каллиграфии, я научился писать русскую вязь, устав, полуустав, скоропись и не только. После этого я начал работать над леттеринг-логотипами, дизайн и каллиграфия стали основными направлениями, в которых я тогда развивался. Выполняя заказы по созданию визуального сопровождения для мероприятий, в то же время я писал буквы на бумагах, холстах и стенах.
— Как ты оказался в студии Лебедева?
— Выполнял тестовые задания. Со второго раза меня взяли.
— Каким было тестовое задание?
— Фотографию пространства студии нужно было превратить в снимок, сделанный в цирке. По перилам студии я пустил канатоходцев, акробатов заставил раскачиваться на кольцах, подвешенных к потолку, впихнул индуса, который заклинал змею.
— Давай пройдёмся по самым крутым проектам, которые тебе довелось реализовывать в студии.
— Самый крутой - мой шрифт «Lamon».
— Проект был реализован в рамках студии?
— Да, все права и «почести» принадлежат студии, но это не отменяет моего авторства.
— А как вообще пришла идея создать подобный шрифт?
— Во время моего увлечения буквами я завёл аккаунт «letter every day», для него я каждый день рисовал по одной букве так, чтобы стили и подходы к исполнению не совпадали. Так я и придумал заглавную букву, в которую интегрирована строчная. Эту идею я закинул в «мозг» - пространство для идей сотрудников. Её отобрали, и я приступил к разработке шрифта. Процесс длился два года.
— К каким еще проектам ты успел приложить руку?
— Я обновлял логотипы лотерей для «Столото», приложил руку к оформлению фасада стадиона Лужники, работал над рекламной кампанией нового сезона для ФК «Зенит». Я определял пропорции герба и надписи «Почта России» на том самом синем ящике.
— В чём для тебя принципиальное отличие дизайна от искусства?
— Дизайн про выполнение ТЗ. Искусство - когда можно делать всё, что хочешь.
— Как думаешь, почему твои работы стали резонансными?
— Я постил много контента с ними, не только показывал, но и рассказывал, отмечал аккаунты. Так я «тэгнул» Жостовскую фабрику декоративной росписи. Они предложили мне коллаборацию, и я расписал для них поднос - сейчас он в музее. Это вам не коллабы с фешн-брендами, это звучит гораздо сильнее. Горжусь этой историей.
— Все твои работы согласованы?
— Да. Стрит арт всегда согласован, все работы были созданы в ходе фестивалей. Мне нужно много времени, я не могу пойти и быстренько что-то «забомбить». Дайте мне большую площадь, время и согласуйте - сделаю вам шикарный проект.
— А часто вообще тебе идут навстречу?
— Всё зависит от того, кто ко мне обращается, и что я нахожу самостоятельно. Это лето я провёл на фестивалях.
— Есть планы на следующее?
— Да. Даже на это есть.
— Выкладывай, что за проект?
— Сейчас согласовываю фасад в Иркутске - четырехэтажное здание.
— Представь, что ты можешь согласовать абсолютно любой проект. Что бы ты выбрал?
— Самолёт. Пассажирский лайнер или какой-нибудь широкофюзеляжный самолёт. Вот за такой проект я бы взялся с огромным удовольствием.
— Национализируем самолёты пискелизированной гжелью?
— Ага)
— Помимо создания арт-объектов ты устраиваешь перфомансы. Расскажи как ты к этому пришёл?
— Это был фестиваль огня в Санкт-Петербурге. Основной темой было фаер-шоу, но также присутствовали элементы маппинга: трансляция на здания. Моя задача заключалась в том, чтобы поработать с мыслью, как-то вербализировать концепт, а уже потом визуализировать его с применением технологий. В шлеме виртуальной реальности я рисовал узоры, и это транслировалось на стены Петропавловской крепости. Чтобы раскрыть тему, я использовал концепцию столкновения огня с водой, голубые узоры в виде воды встречались с красными орнаментами огня, возникал взрыв, и появлялась звезда - потому что фестиваль назывался «Рождественская звезда». В конечном итоге, огонь победил воду.
— Такое впечатление, что твой подход к искусству едва отличим от подхода к дизайну. У тебя всё по полочкам, от разработки концепции до реализации, чёткие этапы. Есть такое?
— Наверное да, дизайнерский подход частично распространяется и на искусство.
— Рубрика «Успешный успех». Считаешь ли ты себя успешным? О чём это для тебя?
— Конечно, считаю. Успех - это когда много предложений, и ты выбираешь из них самые лучшие и получаешь удовольствие от процесса.
— Что тебе сейчас приносит основной доход?
— Пятьдесят на пятьдесят, в дизайне я имею постоянный заработок, художественная практика приносит крайне нестабильный доход, денег либо очень много, либо их совсем нет.
— Сколько у тебя сейчас стоит холст?
— Сотку. Ты прям Дудь.
— А как же! Над чем работаешь сейчас?
— Серия скульптур.
— Ого! Тизернёшь?
— Если только чуть-чуть. Представь мои работы, но не в плоскости, а в пространстве. Все эти пиксели и узоры обретут объём. Объёмный пиксель в 3д графике называется вокселем. Это будет скульптура из тяжелых материалов по типу гипса или бетона, тиражная история.
— Это пока только на бумаге или уже что-то есть?
— Уже вовсю отливается. Совсем скоро ко мне приедет первый тираж, буду расписывать вручную.
— Что думаешь по поводу NFT?
— Думаю, что покупать картинку, чтобы она у тебя просто была, особого смысла нет. Но это неплохая история про заработок.
— Ты выкладываешь работы на площадки? Зарабатываешь?
— Пока что нет. У меня было несколько дропов, но они не раскупились. Хочу приурочить анонс своих скульптур к NFT-дропу, подкрепить digital физическими объектами. Не планирую бесконечно тиражировать картинки по типу грустных обезьян, ленивых львов, веселых гномиков и голых шмелей. У меня будет серия картинок, но каждая из них будет подкреплена физическим экземпляром, фактически так и будет происходить продажа.
— А скульптуры масштабные?
— Нет, они будут небольшими.
— Отеческий совет дизайнерам или художникам, кому выберешь.
— Не слушайте никаких советов и кайфуйте от процесса!
Автор статьи: Серафим Аринин