Найти тему
Морская коллекция

Миноносцы. Позорный выбор Ван Пина. «Цзои»

Оглавление

Страннику путь
      за зеленой горой пролег.
      Лодка его
      бирюзовой рекой плывет.

      Ровен разлив -
      и два берега далеки.
      Ветер прямой -
      и на глади парус один..
(Ван Вань)

Когда внутриполитические интриги вынудили Ли Хунчжана разместить заказ на два бронепалубных крейсера в Британии, пользуясь случаем, в Англии был заказан еще один корабль, поскромнее. Империя Цин не осталась в стороне от мировой моды на торпедные корабли, ситуацию с новинками китайцы активно мониторили. Бэйянский флот стал одним из первых в мире обладателей миноносцев (заказанных в Германии).

Фирме "Ярроу", одному из лидеров в постройке быстроходных торпедных кораблей, осенью 1885 года был заказан мореходный миноносец 1-го класса стоимостью 85 998 лян (11 400 ф.ст.).

За основу проекта был взят 125 футовый миноносец для британского флота Tb-79, но с паровой машиной тройного расширения.

Его предполагалось использовать как флагман левого отряда миноносцев, благодаря чему корабль получил незатейливое имя «Цзои»(, Левый №1).

Он был готов к моменту отправки в Китай крейсерского отряда из четырех кораблей, двух немецкой и двух британской постройки. «Цзои» присоединился в Портсмуте к армстронговским крейсерам типа «Чжи-юань». С прибытием из Германии двух броненосных крейсеров типа «Цзинъюань» эскадра под командованием Уильяма Лэнга 12 сентября 1887 года покинула Великобританию под флагом Цинской империи и с китайскими экипажами.

Весь путь небольшой миноносец прошел на буксире "старших товарищей", данные отличаются, скорее всего корабли менялись, но как минимум «Чжиюань», «Цзинъюань» и «Лайюань» в этом приняли участие. В ноябре 1887 года из Портсмута эскадра прибыла в Китай.

Трехмесячный переход миноносец перенес прекрасно, Лэнг отмечал, что при свежем ветре «Цзои» вел себя спокойнее больших крейсеров, а по итогам перехода не имел течи.

«Цзои» стал флагманом отряда миноносцев Бэйянского флота и вторым по величине его миноносцем (самым крупным оставался построенный в Германии «Фулун»).

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
-3

Добавьте описание
Добавьте описание

-5
Добавьте описание
Добавьте описание

«Цзои» «Zuoyi» (, Левый №1). «Yarrow», Поплар, Англия (заводской номер 734). Заказан осенью 1885 году, закончен постройкой в 1887 году. Затоплен в 1895.

Водоизмещение нормальное 70 тонн, полное 89 тонн. Длина 39,1 м, ширина 3,81(4,1) м, осадка 1,81 (1,9)м;
Двигатели-1 вертикальная паровая машина тройного расширения, 1 локомотивный котел; 1000 инд. л.с.; скорость 22-23-24 узла; Запас угля нормальный 12 тонн, полный 20 тонн; Дальность плавания 3000 (10 узлов) миль. Экипаж 29 чел.
Вооружение- три 47-мм/40 пушки, четыре 11,4-мм митральезы, три 350-мм торпедных аппарата

Стальной корпус миноносца был разделен на 10 водонепроницаемых отсеков с водоотливными насосами (ручная помпа и паровой эжектор) 40-90 тонн в час в основных отсеках. На испытаниях миноносец развил скорость 23,88 узлов на мерной миле, а на двухчасовых испытаниях среднюю 22,94 узлов. По другим данным запас угля составлял нормальный 5-14,5 тонн, полный 12-20 тонн. Корабль продемонстрировал хорошую маневренность- циркуляция при поворотах в пределах двойной длины корпуса.

Из трех торпедных аппаратов два – носовые, неподвижные, побортно, третий – палубный, поворотный. По другим данным имел три 37 мм пушки.

-7

Нарастание угрозы войны с Японией китайцы встретили Большими маневрами Бэйянского флота в мае 1894 года в Даляньване. На параде флот смотрелся грозно, но в реальности из миноносцев боеспособными оказались лишь «Фулун» и «Цзои».

В середине сентября 1894 года оба миноносца находились в составе эскадры, сопровождавшей транспорты с войсками в Корею. Когда 17 сентября на реке Ялу сошлись Бэйянский флот с Объединенным флотом Японской империи, миноносцы прикрывали транспорты в устье реки. Основные силы сошлись около 12-20, вскоре китайцы начали нести потери. К 14-00 погибли крейсера «Чаоюн» и «Янвэй». Бронепалубный крейсер «Цзиюань» сбежал с места боя, прикрепленный к нему минный крейсер «Гуанцзя» последовал за ним.

Битва при Ялу. Японская пропагандистская гравюра. Художник Кобаяси Киётика. 1894
Битва при Ялу. Японская пропагандистская гравюра. Художник Кобаяси Киётика. 1894

Но китайцам подошло и подкрепление- броненосец береговой обороны (броненосный крейсер) «Пинъюань» вместе с крейсером «Гуанбин» и обоими миноносцами. Выгодный момент поставить японцев "в два огня", однако, не получился. В 15-05 миноносцы атаковали штабной корабль японцев «Сайкё-мару», но три торпеды прошли мимо, а миноносцы занялись спасением людей с погибших китайских кораблей. «Цзои» спасал экипаж «Янвэя», протараненного «Цзиюанем» при бегстве.

«Чжиюань» и «Цзинъюань» погибли в ходе самоубийственных таранных атак на флагман Летучего отряда крейсер «Иосино». Броненосный крейсер «Лайюань» выгорел почти полностью, но сумел дойти в порт.

К 17-30 японцы начали выходить из боя и покинули место битвы. Одним из факторов, помимо полученных повреждений и расхода боекомплекта, стало присутствие китайских миноносцев и опасение их атаки под прикрытием сумерек.

Китайская эскадра вернулась в Порт-Артур. Обе стороны объявили о своей победе. Но если японцы достаточно быстро исправили повреждения на своих кораблях, то китайцы не только не смогли ничем восполнить утрату четырех крейсеров (например за счет кораблей южных флотов), но и полностью отремонтироваться не успели.

Японские войска вышибли китайские войска и флот из Порт-Артура (Люйшун) и последним пристанищем Бэйянского флота стал Вэйхайвэй, здесь собрались оба броненосца, два оставшихся малых броненосных крейсера, два выживших бронепалубных крейсера (включая злополучный «Цзиюань», минный крейсер «Гуанбин», два учебных корабля, шесть канонерок и 12-13 миноносцев. Порт был неплохо укреплен с моря ( на суше только старая крепостная стена), его защищали 15 береговых фортов с многочисленной артиллерией. Но боевой дух большей части сухопутных войск был крайне низок, армия была плохо обучена и необстреляна, солдаты не доверяли своему командованию, а превосходство японцев было минимум двойным (18 000 солдат).

Высадка японских войск у Вэйхайвэя. Рисунок Кобаяси Киётики
Высадка японских войск у Вэйхайвэя. Рисунок Кобаяси Киётики

Китайский флот в Вэйхайвэе, 1895
Китайский флот в Вэйхайвэе, 1895

С моря Вэйхайвэй блокировал Объединённый флот вице-адмирала Ито Сукэюки из 22 боевых кораблей (семь бронепалубных крейсеров 2-го класса, броненосный крейсер 3-го класса, три устаревших броненосных корабля, два авизо, пять корветов, четыре канонерки и 16 миноносцев).

Японцам удалось довольно быстро занять городские укрепления, деморализованные цинские войска практически не оказывали сопротивления. Несмотря на активную поддержку артиллерии флота, 1 февраля остатки китайских войск ушли из города по направлению к Чифу. Орудия захваченных японцами фортов были развернуты против китайского флота.

Японский флот бомбардирует Вэйхайвэй. Японская пропагандистская гравюра
Японский флот бомбардирует Вэйхайвэй. Японская пропагандистская гравюра

Флот и полторы тысячи солдат оказались заперты на острове Люгундао, где находилась укрепленная база китайского флота. С утра 2 февраля корабли Объединенного флота начали атаки на китайский флот. Днем появлялись крейсера и обстреливали (в основном безрезультатно) эскадру Дин Жучана. А по ночам начались набеги миноносцев. Ими были потоплены броненосец «Динъюань», броненосный крейсер «Лайюань» и учебный корабль «Вэйюань».

Многочисленные же китайские миноносцы, несмотря на то, что японские корабли стояли всего в 2-3 км от Люгундао, никакой активности не проявили. До 7 (по другим данным 8-го) февраля. В этот день Объединенный флот вступил в очередную артиллерийскую дуэль с фортами Люгундао и изрядно ослабленной эскадрой адмирала Дина.

Прорыв минной флотилии
Прорыв минной флотилии

Кажется, Дин Жучан решил использовать свой последний козырь и под прикрытием дымовой завесы от пороховых газов 13 миноносцев во главе с флагманом минной флотилии «Цзои» (командующий отрядом Ван Пин) покинули внутреннюю гавань Вэйхайвэя через западный проход, успешно прошли боновые заграждения и мимо японских дозоров.

Однако, мужество Ван Пину отказало и, вырвавшись в открытое море, он не повел свою флотилию в атаку на японскую эскадру, а воспользовался шансом на бегство. Он повернул на запад и на полном ходу стал уходить в Чифу (Яньтай). Остальные миноносцы последовали за ним. Дальше произошла генеральная репетиция битвы у Сантьяго 1898 года.

В погоню за беглецами Ито отправил быстроходные крейсера «Иосино», «Наниву» (по другим данным «Акицусиму») и «Ицукусиму».

Сбежать удалось только «Цзои», единственному китайскому миноносцу британской постройки.

Остальные китайские торпедные корабли по изношенности машин и утомленности экипажей стали по очереди выбрасываться на берег. Четыре из них, включая «Фулун» потом были отремонтированы и вошли в состав японского флота. Но по миноносцам немецкой постройки лучше написать отдельно.

Дальнейшая судьба «Цзои» неизвестна, по некоторым данным, он был подорван экипажем в Яньтае при подходе к городу японских войск.

  • Существует версия о коллективном дезертирстве миноносных кораблей по приказу Ван Пина или в результате сговора, но ввиду того, что в прорыв ушел весь отряд, вариант приказа Дин Жучана о торпедной атаке более вероятен.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам