Почему говорят, что от любви до ненависти один шаг? Как один и тот же гормон может вызывать нежность и агрессию? Разбираемся в статье.
Окситоцин — «гормон объятий». Но, оказывается, он вызывает не только ощущение нежности, любви и счастья, но и агрессию.
Окситоциновая петля
Окситоцин наводняет тело матери во время родов, он стимулирует появление грудного молока и передается младенцу при грудном вскармливании.
Визуальный контакт родителей и младенцев создает окситоциновую петлю, вызывает чувство взаимной любви как у ребенка, так и у родителя.
Изначально эта петля возникла, чтобы поощрять родителей за заботу о младенцах, ее возникновение стало общим для всех людей.
Роль взгляда в отношениях
Увеличение числа зрительных контактов провоцирует выброс окситоцина, поощряет дружеские связи и кооперативную коммуникацию.
Под сильным воздействием окситоцина на поведение наш вид выработал способность воспринимать свою группу как семью.
Когда исследователи давали людям вдохнуть окситоцин, у испытуемых:
- просыпалась эмпатия и они могли точнее распознавать чужие эмоции,
- уменьшалось чувство страха,
- усиливалось чувство доверия.
Когда вы знакомитесь с новым человеком, ваше желание выдержать визуальный контакт настолько, чтобы включился в работу окситоцин, наверное, важнее, чем твердость вашего рукопожатия.
Идеальные незнакомцы
Окситоцин дал нам новую социальную категорию, не характерную ни для какого другого животного, — внутригруппового незнакомца.
Под воздействием окситоцина даже на большом расстоянии мы можем испытать чувство доброты к приближающемуся незнакомцу, если видим, что человек на нас похож.
Умение заводить друзей среди внутригрупповых незнакомцев совершенствует нашу выживаемость и способность к воспроизведению потомства.
Агрессия в мире животных
Из-за того что окситоцин представляется критичным в поведении родителей, иногда его называют гормоном объятий. Но его можно назвать и гормоном мамы-медведицы.
Тот же самый поток окситоцина, наполняющий мать во время родов, питает ее ярость, если она ощущает угрозу своему младенцу.
Окситоцин — это еще и агрессия.
- Например, при приеме дополнительного окситоцина матери-хомяки склонны нападать на самца, несущего угрозу, и кусать его.
- Уровень окситоцина повышается у самца крысы, совокупляющегося с самкой. Он становится по отношению к ней более бережным, но есть вероятность его нападения на чужака, несущего потенциальную угрозу самке.
- Для матери-медведицы момент, когда она находится со своими медвежатами, — это мгновение наивысшего проявления любви, в то же время этот момент является самым опасным для ее врагов.
Агрессия в мире людей
Ярко выраженная дружелюбность нашего вида принесла с собой новую форму агрессии.
- Повышенный объем серотонина во время роста человеческого мозга усилил влияние окситоцина на наше поведение.
- Члены группы научились выстраивать между собой связи, и эти узы были так сильны, что они ощущали себя одной семьей.
- Заботливое отношение перешло на разнообразных социальных партнеров за пределами непосредственно семьи.
Вместе с «неравнодешием» появилось и желание яростно защищать членов группы или даже внутригрупповых незнакомцев.
При возникновении угрозы по отношению к любимым людям мы стали более жестокими.
Рубрика «Эксперименты»
Роль окситоцина в моделировании антипатии к чужакам была продемонстрирована в эксперименте, где люди вдыхали пары окситоцина через нос.
Во время соревновательной экономической игры мужчины в три раза чаще готовы были пожертвовать деньги членам своей группы и агрессивнее наказать другую группу за то, что те пожертвовали недостаточно.
Самым ярким примером воздействия окситоцина на поведение в отношении не членов группы является голландский опыт, где перед людьми возникла дилемма.
- Согласно сценарию, они были командой из шести человек, исследующей пещеру у моря. Один из мужчин застрял в узком входном проеме.
- Если его не вытащить, прилив заполнит пещеру и все утонут, за исключением застрявшего, потому что его голова, торчащая из пещеры, окажется над уровнем воды.
- У одного из заложников пещеры есть шашка динамита.
- Голландцев спросили, можно ли воспользоваться динамитом, чтобы расширить вход и спасти группу, хотя при этом застрявший человек погибнет.
По одной версии этой дилеммы, у застрявшего было голландское имя, например Хельмут, а по другой — арабское, например Ахмед.
Когда испытуемым дали вдохнуть окситоцин, желание пожертвовать мужчиной с голландским именем стало на 25% меньше, чем с арабским именем.
Это связано с негативным отношением к аутсайдерам, тем, кто не относится к нашей группе, менее похож на нас.
Теперь вы знаете, что в основе пословицы «от любви до ненависти один шаг» лежит гормон окситоцин!