Найти тему
Дикое поле

Летопись плиточников.

В мировую историю культура плиточных могил вошла как первая из известных культур кочевников центральноазиатских степей, но увы, о её собственной истории нам неизвестно практически ничего, ведь собственной письменности она не имела, а её плиточные могилы, по которым она и получила своё название, дошли до нас в сильно разграбленном виде, но помимо захоронений, плиточники оставили также о себе память в виде наскальной живописи, самым значимым памятником которой являются петроглифы на Шаман-Горе в Хилокском районе Забайкальского края, являющиеся самой настоящей летописью этого загадочного народа.

Петроглифы Шаман-Горы.
Петроглифы Шаман-Горы.
Общий вид Шаман-Горы.
Общий вид Шаман-Горы.

Вообще, на Шаман-Горе расположен целый комплекс археологических памятников, принадлежащих разным эпохам и народам, что неудивительно, ведь рядом расположено целебное озеро Арей. Древнейшие находки на Шаман-Горе связанны с палеолитом и представлены отщепами, оставшимися после изготовления каменных орудий труда. Примерно со времён позднего неолита (XVII-IX века до н. э) на Шаман-Горе люди начали делать рисунки, изображавшие их повседневную жизнь: сцены охоты, скотоводства, шаманского камлания. Не смогли пройти мимо Шаман-Горы и преемники культуры плиточных могил хунну и тюрки, оставив на скале абстрактные послания, смысл которых сейчас пытаются расшифровать ученые, а Высокое Средневековье отметилось на Шаман-Горе монгольским захоронением, к сожалению, еще в древности разграбленном под ноль.

Шаман-Гора, сцена шаманского камлания.
Шаман-Гора, сцена шаманского камлания.

Шаман-Гора активно исследуется читинскими археологами с 1985 года, но никто не уверен, что досканально изученна и описана хотя бы половина это археологического памятника. Шаман-Гора ждет, когда будут открыты все ее тайны.