Найти в Дзене
Life.Akbars

Куда обратиться, если возник спор со страховой или банком

Оглавление
Автор: Екатерина Криволапова, нашла бесплатный способ улаживать финансовые разногласия
Автор: Екатерина Криволапова, нашла бесплатный способ улаживать финансовые разногласия

Подруга попала в ДТП не по своей вине. Страховая назначила выплаты существенно ниже реальных затрат на ремонт машины. Друзья начали присылать контакты автоюристов, адвокатов.

Зачастую в ситуации спора с финансовыми организациями первая мысль потребителя — обратиться к юристу, а затем в суд. Но есть бесплатные механизмы досудебного решения проблем. В их числе — институт финансового омбудсмена, учрежденный в 2018 году.

Финансовый омбудсмен — это уполномоченный по защите прав потребителей финансовых услуг. Он не зависим от органов власти, организаций, должностных лиц и назначается Советом директоров ЦБ на пять лет. С 2018 года этот пост занимает Юрий Воронин.

Финансовый омбудсмен примет вас, если:

  • Вы получили финансовую услугу для личных, семейных, бытовых и прочих нужд, не связанных с извлечением прибыли или предпринимательской деятельностью. Между вами и финорганизацией есть письменный договор. Споры компании или ИП с банком, страховщиком или другой финорганизацией уполномоченный не рассматривает.
  • Спор касается денег или имущества.
  • Вы уже пытались урегулировать конфликт с финансовой организацией, и у вас есть документы, подтверждающие эти попытки (копия обращения в организацию, возможно, полученный ответ, который вас не устроил). Прежде чем обращаться к омбудсмену, надо направить претензию в финансовую организацию. Важно правильно оформить документ. В Сети много отзывов об отказах в рассмотрении дела, так как первичные бумаги были оформлены неверно.
  • Сумма ваших требований к организации не превышает 500 тысяч ₽ (по договорам ОСАГО ограничения в сумме нет).
  • Со дня возникновения спора прошло менее трех лет.
  • Вы не обращались в суд. Если есть решение суда или дело уже направлено на рассмотрение, омбудсмен обращение не примет.
  • Конфликт или спор возник с организацией, которая подчиняется решениям службы финансовых омбудсменов. Проверить организацию можно здесь. Если организации в списке нет, финансовый омбудсмен помочь не сможет — обращайтесь в суд.

Кто обязан исполнять решения финансового омбудсмена?

— Страховые компании.

— Кредитные организации, в том числе банки.

— Микрофинансовые организации.

— Кредитные потребительские кооперативы.

— Ломбарды.

— Негосударственные пенсионные фонды.

  • При обращении к финансовому омбудсмену не нужно предъявлять результаты экспертиз. Если она потребуется, ее проведут в рамках рассмотрения дела (для вас — бесплатно). Для обращения в суд, например, вы сами должны организовать все необходимые экспертизы. Техническую экспертизу будут проводить уполномоченные организации, которые отберет финомбудсмен. Сотрудники этих организаций смогут приехать в любой город страны для проведения осмотра.
  • В большинстве случаев спор рассматривается дистанционно. Но омбудсмен имеет право пригласить вас и представителей финансовой организации на очную встречу, если это потребуется для выяснения деталей. О дате, времени и месте вас уведомят минимум за пять рабочих дней до дня рассмотрения. Даже если вы или представитель компании не сможете приехать на встречу, омбудсмен все равно изучит ваше обращение и примет решение.

О том, какие способы обращения к финансовому омбудсмену существуют, в какие сроки он поможет решить проблему, и кто должен исполнять решение уполномоченного, читайте в продолжении статьи в LifeProfit.